Эпопея немецкого рейдера «Кенигсберг» времен Первой мировой

Популярная механикаИстория

Крейсер «Кенигсберг» в африканских водах: Паровой партизан

Корсары – дети времен парусного флота. Морские разбойники на государственной службе ассоциируются скорее с эпохой открытий, чем с временами промышленных держав. Однако в Первую мировую борьба на морских путях возродилась на новом техническом уровне. Одной из самых замысловатых историй стала эпопея немецкого рейдера «Кенигсберг».

Текст: Евгений Норин

Крейсер «Кенигсберг» был довольно новым легким кораблем, заложенным в декабре 1905 года, в состав флота он вошел весной 1907-го. В Европе его использовали для разнообразных представительских функций: он участвовал в смотрах, праздниках, эскортировал яхту кайзера. Однако в европейских водах корабль прослужил недолго: ему предстояло дежурить в колониях. Весной 1914 года «Кенигсберг» вышел в Восточную Африку, чтобы никогда оттуда не вернуться. Командовал им фрегаттен-капитан (капитан 2-го ранга) Макс Лооф. Этот эльзасец служил уже довольно долго, но получить опыт по-настоящему экстремальной работы ему было негде. Службу в Африке он поначалу воспринимал как отдых и даже обзавелся мощным охотничьим ружьем.

Африка в начале ХХ века была поделена между европейскими державами. Германии достался крупный район на территории нынешней Танзании со столицей в Дар-эс-Саламе. Немцев здесь было немного, но колонии имели всю необходимую инфраструктуру, к тому же соображения престижа требовали от Германии защищать свои владения. Правда, британцы могли выставить целую флотилию крейсеров Южноафриканской эскадры, намного более мощных, чем «Кенигсберг». Поэтому решение было очевидным: как только в Европе пахнуло порохом, Лоофу предписали выйти в море, прежде чем к Дар-эс-Саламу явятся британцы и запрут крейсер в гавани. Капитан загрузил корабль припасами под завязку, присоединил торговое судно «Сомали» в качестве угольщика, вышел в море… и буквально в нескольких милях от берега был перехвачен тремя британскими крейсерами. Война еще не была объявлена, никто не открывал огня, но англичане со своими 15-см орудиями маячили в летних сумерках как призраки смерти.

Первая добыча

«Кенигсберг» спасла случайность. Погода резко испортилась, и стена сплошного дождя скрыла крейсер. Лооф понял, что это его единственный шанс, и на полном ходу вырвался из ловушки прежде, чем британцы смогли его догнать.

Провал первой попытки поймать «Кенигсберг» очень обеспокоил англичан. Судоходство в Индийском океане было весьма интенсивным. Тихоходные войсковые транспорты и лишенные вооружения «купцы» серьезно рисковали, а ловить один легкий крейсер на просторах океана можно было долго. 5 августа «Кенигсберг» принял радиограмму из Дар-эс-Салама о начале войны. Уже на следующий день он встретил добычу: пароход «Сити оф Винчестер», 6600 т, следует из Индии, на борту – груз чая на немыслимую сумму в 5 млн марок. Опасения британцев начали сбываться.

Пока «Кенигсберг» входил во вкус корсарской жизни, англичане решили, что лучше осушить болото, чем вылавливать крокодилов, и явились в порт Дар-эс-Салам. Крейсер «Астрея» разгромил базу, расстрелял радиостанцию, затопил в гавани два парохода. Использовать этот порт как укрытие Лооф не мог, а главное, стало негде пополнить запасы угля. На захваченном «Винчестере» уголь был плохого качества, а запасов на «Сомали» для длительного корсарства не хватало. «Кенигсберг» обшаривал побережье, но так и не обнаружил ни одного «приза», который можно было бы обобрать. И тогда Лоофу пришла в голову блестящая идея.

Укрытие

Исследовать берега Восточной Африки начали недавно, но перед самой войной немецкие гидрографы изучили обширный участок береговой линии, и в частности устье реки Руфиджи, впадающей в Индийский океан южнее Дар-эс-Салама. Доставленные на «Кенигсберг» незадолго до выхода в море карты оказались чрезвычайно полезны. Дюжина рукавов образует дельту в 65 км шириной, глубина двух из них достаточна, чтобы крейсер мог забраться довольно далеко, а берега густо поросли джунглями. К тому же немцы знали дельту на порядок лучше англичан, так что если от германских штурманов требовалось немалое искусство, чтобы спрятаться в протоках Руфиджи, то противник при всем старании не мог за ними последовать: пробираясь через рукава ощупью, англичане только посадили бы корабли на мели и рифы. Да и найти «Кенигсберг» в дельте было задачей нетривиальной: среди подступающих вплотную к воде мангровых зарослей было трудно отыскать даже такой крупный корабль.

3 сентября «Кенигсберг» и «Сомали» с величайшей аккуратностью самым малым ходом вошли в устье Руфиджи, чем немало изумили персонал маленького таможенного поста и жителей деревушки. Лооф бросил якорь, сошел на берег и начал отдавать распоряжения. «Кенигсберг» требовалось отремонтировать после похода, а главное, нужно было взять где-нибудь уголь. Топливо вскоре нашлось – его «Кенигсбергу» смогли доставить маленьким каботажником. Ближайшие дни экипаж трудился над своим кораблем. Работы шли на чудовищной жаре. Внутренние помещения крейсера были настоящей душегубкой, вдобавок краска плавилась из-за высокой температуры и капала за шиворот; снаружи донимали москиты, в реке водились мелкие, но агрессивные хищные рыбы и крокодилы. Отдельную трудность составлял сложный режим приливов и отливов: во время прилива «Кенигсберг» мог относительно свободно маневрировать в дельте, но при отливе у корабля обнажались винты.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Нечеловеческая еда Нечеловеческая еда

Как делают сухой корм для животных

Популярная механика
Монастыри, Сусанин и снегурочка Монастыри, Сусанин и снегурочка

Кострома. Монастыри, Сусанин и снегурочка

АвтоМир
Новая бронетанковая доктрина Новая бронетанковая доктрина

О зарождении новой бронетанковой доктрины

Популярная механика
Роботоfuckация Роботоfuckация

Секс с роботом: а ты готов к таким экспериментам?

Playboy
Будущее пятого поколения Будущее пятого поколения

Время 4G на исходе. 5G серьезно изменит нашу жизнь

Популярная механика
Чужие ожидания. Из-за чего ваша карьера не сложилась Чужие ожидания. Из-за чего ваша карьера не сложилась

Отрывок из книги МакАлистера Брайана «Дорожная карта»

Forbes
Длинные руки «Буяна» Длинные руки «Буяна»

В 2015 году мы узнали, что наносить ракетные удары можно из Каспийского моря

Популярная механика
100 лет школьной формы: как она менялась в России 100 лет школьной формы: как она менялась в России

100 лет школьной формы: как она менялась в России

Cosmopolitan
Выдуманная природа Рогана Брауна Выдуманная природа Рогана Брауна

Роган Браун создает из бумаги огромные колонии вымышленных микробов

Популярная механика
Горе-шпионы. Самые громкие провалы ликвидаторов из спецслужб Горе-шпионы. Самые громкие провалы ликвидаторов из спецслужб

Как далеко могут заходить истории с действиями иностранной разведки?

Forbes
Ракетный маневр Ракетный маневр

С S7 Space связывают надежды на развитие отечественной частной космонавтики

Популярная механика
Любовный эксперимент: может ли пара влюбиться, ответив на 36 вопросов? Любовный эксперимент: может ли пара влюбиться, ответив на 36 вопросов?

36 вопросов, которые способны влюбить людей друг в друга

Cosmopolitan
Дом во льдах Дом во льдах

История дрейфующих станций «Северный полюс» – это летопись подвига во имя науки

Популярная механика
Шесть комплексов собственника: как вещи владеют нами Шесть комплексов собственника: как вещи владеют нами

Шесть комплексов собственника: как вещи владеют нами

Psychologies
Чистый тяжелый металл Чистый тяжелый металл

Как производят слитки драгоценных металлов

Популярная механика
Самый знаменитый монгол Самый знаменитый монгол

Чингисхан по праву входит в пантеон величайших завоевателей

Дилетант
Портрет генами Портрет генами

ДНК-фенотипирование позволит восстановить облик преступника по его генам

Популярная механика
Арт-технологии: как искусство подталкивает прогресс Арт-технологии: как искусство подталкивает прогресс

Используя новые технологии, художники стараются сделать наш мир лучше

Forbes
Выход дракона Выход дракона

Впервые в истории лидером по количеству космических запусков станет Китай

Популярная механика
5 научных доказательств того, что человек все еще продолжает эволюционировать 5 научных доказательств того, что человек все еще продолжает эволюционировать

Вот ты сидишь за компьютером, а твоя эволюция тем временем продолжается!

Maxim
Нашествие Нашествие

Кролики-убийцы и другие животные-захватчики

Популярная механика
Бес в ребро: звезды, удалившие ребра ради тонкой талии Бес в ребро: звезды, удалившие ребра ради тонкой талии

На что только не идут женщины ради красоты!

Cosmopolitan
Имею скафандр, готов путешествовать Имею скафандр, готов путешествовать

Скафандров для других планет у человечества нет даже в перспективе

Популярная механика
8 крутых фильмов с Томом Харди, которые ты точно не смотрел (а стоит) 8 крутых фильмов с Томом Харди, которые ты точно не смотрел (а стоит)

Он крут, брутален и снимается в самых разных фильмах

Playboy
Самая древняя Русь Самая древняя Русь

Животный мир давно минувших эпох

Популярная механика
Секреты шести самых зрелищных кинотрюков Секреты шести самых зрелищных кинотрюков

Летать, выпрыгивать из горящей машины, разбивать спиной стекло?

Maxim
Конец всему Конец всему

Несколько вариантов сценария будущего для Вселенной

Популярная механика
Скандал с библиотекой: почему моду не пускают в читальный зал Скандал с библиотекой: почему моду не пускают в читальный зал

Почему моде так сложно пройти в библиотеку.

Cosmopolitan
КВ-1 к маршу готов КВ-1 к маршу готов

Танки, участвовавшие в битве на Неве

Популярная механика
Настя Кудри: «Авария, в которой я лишилась пальцев, перевернула мой мир» Настя Кудри: «Авария, в которой я лишилась пальцев, перевернула мой мир»

Минувшим летом 21-летняя певица Настя Кудри чуть не погибла в ДТП

StarHit
Открыть в приложении