Долгий путь российского «солнцемобиля» еще продолжается

Популярная механикаАвто

Формула солнца

Долгий путь российского «солнцемобиля» – от разработки в Петербурге до гонок по австралийской пустыне – еще продолжается.

Текст: Роман Фишман

В фантастическом мире боевика «Безумный Макс» банды байкеров ведут жестокие войны за каждую каплю заканчивающихся запасов топлива. Жуткие гонки разворачиваются в вымышленной Австралии будущего, под палящим солнцем, которое вполне могло бы снизить накал этих схваток: его излучения достаточно для того, чтобы автомобили уже завтра расходовали намного меньше энергии. Недаром именно в Австралии проходят крупнейшие в мире соревнования «солнцемобилей»: они пересекут континент от берега до берега. Готовится к такому испытанию и команда петербургского Политехнического института Петра Великого. Первый большой шаг к этому – из России и сразу до Америки – участники Polytech Solar Team сделали летом 2018 года.

Австралийская пустыня

Ханс Толструп – один из самых известных искателей приключений во всей Австралии. Ему довелось в одиночку обогнуть все ее побережье на лодке, а в 1982 году он пересек континент с запада на восток на экспериментальном электромобиле с подзарядкой от солнечных батарей. К тому времени Толструпу было уже почти 40, но с тех пор «солнцемобили» стали главным делом его жизни, затмив даже знаменитое морское путешествие. Пять лет спустя после поездки на болиде Quiet Achiever изобретатель получил поддержку властей и организовал первые международные соревнования World Solar Challenge. Победитель 1987 года, американский GM Sunraycer успешно преодолел по пустыне около 3000 км – от Дарвина на крайнем севере до Аделаиды на юге Австралии – со средней скоростью 67 км/ч.

Сегодня гонки WSC стали событием международного значения и проводятся чаще, каждые два года. В них появились дополнительные категории, а скорости заметно выросли. Выделились и фавориты – команды из Нидерландов и Японии, которые сменяют друг друга на первом месте начиная еще с 2001 года. «Солнцемобиль» Nuna разработчиков Делфтского технического университета удерживает рекорд скорости, в 2009 году пройдя дистанцию быстрее средних 100 км/ч. Он становился победителем целых семь раз, включая заезды 2017 года, которые собрали больше 40 участников из десятков стран мира. Сегодняшние лидеры развивают по трассе уже больше 80 км/ч – но, впрочем, простая погоня за скоростью еще не обещает выигрыша.

Строгий технический регламент и требование использовать доступные в открытой продаже комплектующие – двигатели, солнечные панели, аккумуляторы – ограничивают полет инженерной фантазии. Ключом к успеху в многодневном заезде «солнцемобилей» становится точный баланс между выработкой и потреблением электричества. Для победы важна скорость, но чем быстрее движется болид, тем стремительнее заканчивается заряд аккумулятора, пополнение которого сильно зависит от погоды. Поэтому инженеры следуют за гонщиками в автомобилях сопровождения, следя за ключевыми показателями работы своего аппарата и за солнцем, вычисляя оптимальный режим езды и постоянно обновляя рекомендации.

Техническую инспекцию мы прошли блестяще, в числе лучших! Это был самый ответственный, самый важный для нас этап, и наши результаты по итогам скрутиниринга – большое достижение!

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Двойные стандарты Двойные стандарты

Стоимость антиматерии падает

Популярная механика
«Золотая середина»: какую дистанцию выстроить руководителю между собой и сотрудниками «Золотая середина»: какую дистанцию выстроить руководителю между собой и сотрудниками

Какие ошибки чаще всего совершают менеджеры, и как найти баланс в дистанции

Inc.
Картонная инженерия Даниеля Агдага Картонная инженерия Даниеля Агдага

Австралийский художник Даниель Агдаг делает скульптуры из картона

Популярная механика
Немного науки в арктической воде Немного науки в арктической воде

Что исследователи знают о косолапых пловцах

Weekend
Без рулей и элеронов Без рулей и элеронов

Можно ли обойтись без таких привычных элементов самолета, как рули и элероны?

Популярная механика
Само совершенство Само совершенство

Что скрывается за яркой внешностью и почему мы пытаемся этим поднять самооценку

Лиза
Спим на уроке: обучение в состоянии осознанного сновидения Спим на уроке: обучение в состоянии осознанного сновидения

Возможно, скоро мы сможем тренироваться, не вылезая из-под одеяла, прямо во сне

Популярная механика
Я — сноб: коллекционер Антон Козлов Я — сноб: коллекционер Антон Козлов

Коллекционер Антон Козлов — про искусство собирать современный арт

СНОБ
Ускоритель на орбите Ускоритель на орбите

Кто первым выкопал томагавк пучкового оружия, точно не известно

Популярная механика
Ген ожирения объединил людей с собаками Ген ожирения объединил людей с собаками

Ученые выявили у собак ген, связанный с развитием ожирения

N+1
Как победить хищника? Как победить хищника?

Навыки выживания, необходимые для победы над расой идеальных охотников

Популярная механика
Аслан Шукаша: «Делиться планами — опасно!» Аслан Шукаша: «Делиться планами — опасно!»

Аслан Шукаша: как он выходит из тупиков и на какие вопросы не отвечает публично

ЖАРА Magazine
Имею скафандр, готов путешествовать Имею скафандр, готов путешествовать

Скафандров для других планет у человечества нет даже в перспективе

Популярная механика
Наш паровоз вперед летит Наш паровоз вперед летит

Одна из новинок проката — фильм режиссера Андрея Волгина «Красный шелк»

Монокль
Ударные стройки науки Ударные стройки науки

Национальный научный фонд (NSF) опубликовал детальную статистику за 2016 год

Популярная механика
«Дорожная карта» для наблюдений за погодой «Дорожная карта» для наблюдений за погодой

Минсельхоз совместно с Росгидрометом планируют развивать систему метеостанций

Агроинвестор
Пламенные моторы будущего Пламенные моторы будущего

Интервью с генеральным директором ЦИАМ Михаилом Гординым

Популярная механика
Едва знакомы Едва знакомы

«Едва знакомы» — проект, объединяющий людей за киноужинами

Seasons of life
Любой каприз Любой каприз

Компьютерный дизайн материалов

Популярная механика
Учтенный друг: что нужно знать о регистрации домашних животных в Подмосковье Учтенный друг: что нужно знать о регистрации домашних животных в Подмосковье

Как зарегистрировать питомца в Подмосковье и для чего это нужно

Forbes
Квантовое превосходство Квантовое превосходство

В IT сложилась предреволюционная ситуация

Популярная механика
На всякий случай На всякий случай

Как работает система страхования в спорте

Ведомости
Возвращение «Индейца» Возвращение «Индейца»

Прошлое и настоящее мотоцикла Indian

Популярная механика
Леди Гага от декаданса: как маркиза Луиза Казати стала королевой эпатажа Леди Гага от декаданса: как маркиза Луиза Казати стала королевой эпатажа

Как середине XX века итальянская аристократка стала Леди Гагой своего времени

Правила жизни
Сколько можно спать? Сколько можно спать?

Еще несколько сотен лет назад европейцы спали дважды за сутки

Популярная механика
Символ на перекрестке современных философий Символ на перекрестке современных философий

Знак — это условность, которая превращает отдельные вещи в их меру

Знание – сила
Пока не было света Пока не было света

Предыстория солнца и солнечной системы

Популярная механика
Уральский микс Уральский микс

На мой взгляд, напитки все же должны оставаться на втором плане

Bones
Прививка или смерть Прививка или смерть

Создание эффективной вакцины против ВИЧ заняло почти 40 лет

Популярная механика
Есть контакт Есть контакт

Как установить и почувствовать связь со своим телом

Grazia
Открыть в приложении