Формула солнца
Долгий путь российского «солнцемобиля» – от разработки в Петербурге до гонок по австралийской пустыне – еще продолжается.
В фантастическом мире боевика «Безумный Макс» банды байкеров ведут жестокие войны за каждую каплю заканчивающихся запасов топлива. Жуткие гонки разворачиваются в вымышленной Австралии будущего, под палящим солнцем, которое вполне могло бы снизить накал этих схваток: его излучения достаточно для того, чтобы автомобили уже завтра расходовали намного меньше энергии. Недаром именно в Австралии проходят крупнейшие в мире соревнования «солнцемобилей»: они пересекут континент от берега до берега. Готовится к такому испытанию и команда петербургского Политехнического института Петра Великого. Первый большой шаг к этому – из России и сразу до Америки – участники Polytech Solar Team сделали летом 2018 года.
Австралийская пустыня
Ханс Толструп – один из самых известных искателей приключений во всей Австралии. Ему довелось в одиночку обогнуть все ее побережье на лодке, а в 1982 году он пересек континент с запада на восток на экспериментальном электромобиле с подзарядкой от солнечных батарей. К тому времени Толструпу было уже почти 40, но с тех пор «солнцемобили» стали главным делом его жизни, затмив даже знаменитое морское путешествие. Пять лет спустя после поездки на болиде Quiet Achiever изобретатель получил поддержку властей и организовал первые международные соревнования World Solar Challenge. Победитель 1987 года, американский GM Sunraycer успешно преодолел по пустыне около 3000 км – от Дарвина на крайнем севере до Аделаиды на юге Австралии – со средней скоростью 67 км/ч.
Сегодня гонки WSC стали событием международного значения и проводятся чаще, каждые два года. В них появились дополнительные категории, а скорости заметно выросли. Выделились и фавориты – команды из Нидерландов и Японии, которые сменяют друг друга на первом месте начиная еще с 2001 года. «Солнцемобиль» Nuna разработчиков Делфтского технического университета удерживает рекорд скорости, в 2009 году пройдя дистанцию быстрее средних 100 км/ч. Он становился победителем целых семь раз, включая заезды 2017 года, которые собрали больше 40 участников из десятков стран мира. Сегодняшние лидеры развивают по трассе уже больше 80 км/ч – но, впрочем, простая погоня за скоростью еще не обещает выигрыша.
Строгий технический регламент и требование использовать доступные в открытой продаже комплектующие – двигатели, солнечные панели, аккумуляторы – ограничивают полет инженерной фантазии. Ключом к успеху в многодневном заезде «солнцемобилей» становится точный баланс между выработкой и потреблением электричества. Для победы важна скорость, но чем быстрее движется болид, тем стремительнее заканчивается заряд аккумулятора, пополнение которого сильно зависит от погоды. Поэтому инженеры следуют за гонщиками в автомобилях сопровождения, следя за ключевыми показателями работы своего аппарата и за солнцем, вычисляя оптимальный режим езды и постоянно обновляя рекомендации.