Электротеатр: новая энергетика
Фраза «Театр начинается с вешалки» порядком изветшала от частого употребления, хотя доподлинно неизвестно, произносил ли ее когда-нибудь К. С. Станиславский и что конкретно имел в виду. Впрочем, знаменитую цитату невольно вспоминаешь, когда приходишь в московский электротеатр Станиславский. Здесь без всяких гипербол театр начинается с гардероба, фойе, лестницы и даже внутреннего двора…
Четырехэтажное здание по адресу улица Тверская, 23 – по соседству с Английским клубом (Музеем Революции – Государственным центральным музеем современной истории России) – было построено в XIX веке в качестве доходного дома. В 1915 году из строения стали извлекать доход иного рода. Здесь открылся один из самых известных в Москве «электротеатров» – кинотеатр «Арс». При советской власти здание было постепенно отвоевано детским театром Натальи Сац, просуществовавшим по этому адресу до 1936 года. С 1937-го здесь располагался Московский театр юного зрителя. А чуть больше десятилетия спустя сюда въехал драматический театр им К. С. Станиславского, выросший из оперно-драматической студии, которую некогда основал и возглавлял сам мэтр русской режиссуры.
С приставкой «электро»
Театр Станиславского, как его обычно называли, просуществовал в своем изначальном виде долгие десятилетия, был весьма популярен, особенно в 1950–1960-х годах, знал и творческие кризисы. Но в 2015-м изменилось практически все.
Теперь на здании по адресу Тверская, 23 написано: Электротеатр Станиславский. На поверхности – желание подчеркнуть преемственность обновленного театра как со студией Станиславского, так и с кинотеатром «Арс». Впрочем, вряд ли у многих нынешних москвичей (кроме знатоков старой Москвы) новое название вызовет ассоциации с кино. Скорее подумают, что театр хочет заявить о себе как о сценической площадке нового типа, использующей современные технологии для создания иной визуальной среды. И это будет мысль в правильном направлении.
Инициатором перемен стал новый художественный руководитель – режиссер театра, кино и телевидения Борис Юхананов, известный также как продюсер, актер, писатель, педагог и один из пионеров российского киноавангарда (кстати, кино в стенах Электротеатра тоже иногда показывают, но, разумеется, не мейнстрим). Радикально изменили не только дизайн интерьеров (над проектом работало знаменитое архитектурное бюро Wowhaus) – была реализована концепция театра-трансформера, в котором Основная и Малая сцены, а также другие помещения могут быть приспособлены для проведения спектаклей, шоу, презентаций и т. д.
Сцену – на сувениры
«Работа по реконструкции, которую нам предстояло выполнить, – рассказывает Сергей Котов, технический директор Электротеатра, – содержала немало трудностей инженерного характера. Да, в этом здании долгое время работал популярный московский театр, но, вообще говоря, это все-таки кинозал, и театр в классическом смысле тут устроить сложно. Над залом большой сцены – еще один этаж, то есть нет возможности организовать колосниковое пространство. Для крепления кулис и декораций использовали несколько штанкетных подъемников (труба, подвешенная на тросах). Сцена была маленькая – высотой 80 см и размером 10 х 10 м, то есть закулисного пространства тоже практически