Авиаинциденты с «тейлстрайком»

Популярная механикаHi-Tech

Когда лайнер бьет хвостом

Летный образец новейшего лайнера на взлетно-посадочной полосе. В кабине – опытный экипаж летчиков-испытателей. Самолет начинает разбег и… хвостом касается полосы. Между металлом и бетоном высекается сноп искр. Зрелищно, да, но зачем же портить самолет?

Текст: Олег Макаров

Авиаинциденты с «тейлстрайком» (то есть с ударом хвостом о полосу) в авиации не такая уж редкость, и можно было бы подумать, что, устраивая подобные испытания, авиастроители проверяют свои самолеты на прочность. Однако все на самом деле обстоит несколько иначе.

Взлет не спеша

«Главная цель таких испытаний, – говорит заслуженный летчик-испытатель России Владимир Бирюков, – не проверка прочности (хотя и такая задача ставится), а определение так называемой минимальной скорости отрыва самолета. Чтобы самолет взлетел, требуется, чтобы подъемная сила превысила вес летательного аппарата. Величина подъемной силы зависит от площади крыла, скорости набегающего потока воздуха (которая приблизительно равна скорости разбега) и угла атаки крыла. Чтобы получить минимальное значение скорости, при которой самолет оторвется от земли, необходимо выставить максимальный угол тангажа (атаки). Ограничителем этого угла при разбеге как раз и является хвост (нижняя хвостовая часть фюзеляжа). Хвост касается полосы – достигнут максимальный угол. Обычно такие – довольно непростые и опасные – испытания проводятся при различных значениях тяговооруженности, то есть отношения тяги к весу самолета. Наиболее сложным вариантом является тот, при котором взлет с максимальным углом тангажа осуществляется при половинной тяге двигателей».

Откуда искры?

Разумеется, режим взлета, при котором хвост касается полосы, является экстремальным. Когда будет подготовлено руководство по летной эксплуатации лайнера, в нем линейным пилотам будет предписано отрывать машину от земли на скорости намного более высокой, чем та, минимальная, установленная в ходе летных тестов. Но при ошибке пилотирования, например, когда летчик возьмет штурвал на себя слишком рано и резко, у него будет некий резерв, который все-таки позволит поднять самолет в небо. Каков этот резерв, как раз и определяется в ходе испытаний.

На самом деле портить даже испытательный летный образец нового лайнера никому не хочется, и поэтому в тестовых полетах, в которых предполагается контакт с полосой, используется специальный демпфер (пята, каблук), который монтируется на хвостовую часть самолета. Это именно из него высекается красивый сноп искр. Естественно, демпфер постепенно изнашивается, хотя в целом это довольно крепкое и износостойкое устройство. В отчете об испытаниях по установлению минимальной скорости отрыва для лайнера A350 говорилось, что на аэродром под Парижем, где проходили тесты, было доставлено три демпфера, но обошлись всего одним.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Пешком по воде Пешком по воде

Далеко не все способны проплыть километр под водой

Популярная механика
Последний путь? Последний путь?

Следствие длиною в век не завершено и сегодня

Дилетант
Заплечных дел мастер Заплечных дел мастер

Почти бесконечный боезапас за спиной

Популярная механика
Мир глазами Трампа: чего хочет американский президент от России Мир глазами Трампа: чего хочет американский президент от России

Поступки Дональда Трампа пока очень непредсказуемы для общественности

Forbes
Нервные клетки не восстанавливаются? Нервные клетки не восстанавливаются?

Может ли мозг взрослого человека образовывать новые нейроны взамен утраченных

Популярная механика
Правила жизни Трики Правила жизни Трики

Музыкант, Бристоль, Великобритания, 50 лет

Esquire
Ради тишины и чистоты Ради тишины и чистоты

Корабли на электричестве покоряют фьорды Норвегии

Популярная механика
Ferrari 812 Superfast Ferrari 812 Superfast

Ferrari 812 Superfast. Супербыстрый! Что они хотели этим сказать?

Quattroruote
Знаки и смыслы Китая Знаки и смыслы Китая

Китайская иероглифика прекрасна чувствует себя даже в цифровую эпоху

Популярная механика
Кровожадная элита. Чем обернутся новые санкции США для российской энергетики Кровожадная элита. Чем обернутся новые санкции США для российской энергетики

Чего ждать энергетическому сектору России от новой волны американских санкций

Forbes
КВ-1 к маршу готов КВ-1 к маршу готов

Танки, участвовавшие в битве на Неве

Популярная механика
Мыс доброй одежды Мыс доброй одежды

Алла Вербер — женщина, которая решает, что мы будем носить завтра

Cosmopolitan
Мир-кольцо Мир-кольцо

Земли в форме бублика: добро пожаловать на обруч и пончик

Популярная механика
Скрытые функции в Android и iOS Скрытые функции в Android и iOS

Как ускорить работу смартфона с помощью инструментов для разработчиков

CHIP
Топор плывет Топор плывет

В середине прошлого десятилетия в море вышло судно странной наружности

Популярная механика
«Мы наносим удар в сердце мафии» «Мы наносим удар в сердце мафии»

Говорит командир оперативной службы «Интерфорс Антимафия»

Огонёк
Ракетный маневр Ракетный маневр

С S7 Space связывают надежды на развитие отечественной частной космонавтики

Популярная механика
Рай один на двоих Рай один на двоих

Интервью с ведущей «Доброго утра» на Первом канале Анастасией Трегубовой

OK!
Сон разумов Сон разумов

Гибернация – одна из ключевых технологий для пилотируемых экспедиций в космос

Популярная механика
Лучшие шутки дня и 72 девственницы! Лучшие шутки дня и 72 девственницы!

Гиперреалистичный дайджест авторского юмора с авторской орфографией

Maxim
Пока не было света Пока не было света

Предыстория солнца и солнечной системы

Популярная механика
Как справиться с варикозом Как справиться с варикозом

Красивые и здоровые ноги – мечта каждой женщины

Домашний Очаг
С горочки спустился С горочки спустился

Мы встретились с чемпионом России по форкроссу Иваном Кунаевым

Популярная механика
Линия бровей: поговорим про хвостик Линия бровей: поговорим про хвостик

Анастасия Алексеенко предлагает поговорить о «хвостике» брови

Cosmopolitan
Кошка на пути домой Кошка на пути домой

Кошка на пути домой. От совершенного хищника к совершенному домашнему питомцу

Популярная механика
Двигай телом Двигай телом

Эти упражнения помогут укрепить мышцы и держать их в тонусе

Cosmopolitan
Нашествие Нашествие

Кролики-убийцы и другие животные-захватчики

Популярная механика
Нездоровый ЗОЖ: 5 признаков, что вы переборщили Нездоровый ЗОЖ: 5 признаков, что вы переборщили

Как отличить нездоровый ЗОЖ и что делать, чтобы исправить ситуацию

Psychologies
Техпарад Техпарад

Новости мира науки

Популярная механика
10 культовых автомобилей XX века, которые мир помнит до сих пор 10 культовых автомобилей XX века, которые мир помнит до сих пор

Топ культовых автомобилей прошлого

Maxim
Открыть в приложении