Надежный рекордсмен
Далеко не все рекорды ставятся на ярко освещенных спортивных аренах. Иной раз, чтобы увидеть своими глазами достижение мирового уровня, необходимо отправляться на юг Рязанской области. Совсем недавно здесь ставил рекорд трактор «Ростсельмаш RSM 2375». Модель ранее производилась на площадке «Ростсельмаша» в Виннипеге, а с 2016 года выпускается в Ростове-на-Дону.
Посреди черноземной степи, испещренной редкими перелесками, мы оказались около семи утра. А трактор уже три часа, с самого восхода солнца, беспрерывно трудился, поднимая где-то там на горизонте облако темной пыли. Задача – обработать поле рекордной площади (210 га) и уложиться при этом в световой день. Старт дан. Механизаторы за рычагами трактора будут сменять друг друга, и пока один отрабатывает четырехчасовую смену, другой отдыхает в автомобиле рядом с полем. Трактор тащит за собой дисковую борону шириной 9,7 м. Это тяжелое орудие, проникающее в глубь земли на 10 см, рыхлит землю, давит сорняки, прикапывает стерню от прошлого урожая, чтобы почва через нее не теряла влагу. Рекорд рекордом, но на самом деле трактор RSM 2375 выполняет важную аграрную операцию в интересах растениеводческого хозяйства ООО «Максы», которому и принадлежит. Поле проходит обработку перед севом озимых культур.
Классовое общество
Сельскохозяйственные тракторы довольно сильно отличаются от других своих собратьев: их родовой особенностью является чудовищная тяга и минимальное давление на грунт. Они делятся на три основных класса, в каждом из которых «Ростсельмаш» установил мировые рекорды.
Младшее семейство – универсально-пропашные тракторы классической рамной конструкции. Это гигантский сегмент с двигателями от 30 до 350 л. с., но «Ростсельмаш» производит только верхний уровень этой техники с мощностью от 270 до 340 л. с. – самые сливки. Такие тракторы бывают и с приводом на задние колеса, и с подключаемым передним мостом, но ростовчане производят только последние. Если охарактеризовать эти ростсельмашевские тракторы одной фразой, получится «максимум производительности при минимуме расхода топлива за вменяемые деньги». Именно в этой области в мае 2018 года «Ростсельмаш» и поставил мировой рекорд – засеял максимум площади на одном топливном баке (модель трактора – «Ростсельмаш 340»).
Второе семейство, в котором и ставился нынешний рекорд, – тракторы шарнирно-сочлененной схемы, наиболее популярные машины. У «Ростсельмаша» это серия 2000 с мощностью от 375 до 400 л. с. Далеко не все обрабатываемые поля идеально ровные, распахиваются и косогоры, и прочие «неидеальности» рельефа. Именно для того, чтобы трактор с орудием мог приспосабливаться к особенностям ландшафта, избегая действия на корпус нежелательных скручивающих моментов, применяется шарнирно-сочлененная конструкция. При использовании колесной спарки горизонтальный излом между полурамами может составлять до 40%, вертикальный – до 30%.
Третье семейство, иногда называемое High Horsepower Tractors, – высокомощные шарнирные тракторы от 395 до 620 и более лошадиных сил, способные обрабатывать максимум площади за сутки. В этом классе «Ростсельмашу» принадлежит мировой рекорд по суточной непрерывной обработке почвы дисковыми боронами. В семействе есть интересное ответвление – шарнирные тракторы на резиновых гусеницах, своеобразные Bentley среди этих мощных машин, обладающие возведенными в абсолют способностями. Максимум мощности и тягового усилия при минимуме уплотнения плодородной почвы.