Автозавтра. 2029-2030
Гид по будущему автопрома.
2029Искусственный интеллект сравняется с человеческим
Люди перестанут получать права, а автомобили будут выбирать по тому софту и приложениям, которые они поддерживают. Чем лучше программы на борту, тем лучше машина. Соответственно, в число систем безопасности все увереннее входят антивирусы. «Лаборатория Касперского» и компания AVL – разработчик технологий, применяемых в автомобильных двигателях, – еще в 2017 году начали работу над системами обеспечения кибербезопасности «умных» автомобилей. Это позволит, например, избежать повторения эксперимента хакеров Криса Валасека и Чарли Миллера, которые обнаружили брешь в мультимедийной системе машины, позволяющую удаленно контролировать управление и даже получать доступ к рулению. Хакеры заставили бортовую электронику поверить, что скорость движения в несколько раз ниже реальной. Это дало возможность активировать систему автоматической парковки, предполагающую руление в автономном режиме. Водителю пришлось бороться с «баранкой», пытавшейся сбросить машину в кювет (что ей в итоге и удалось).
2030Полный автопилот и летающие такси
К этому году, по расчетам большинства экспертов и автопроизводителей, станет возможным выпуск полностью автономного автомобиля 5-го уровня, который будет одинаково эффективно везти пассажиров в любое время суток и по любой дороге (Land Rover обещает внедорожники с автопилотом). Впрочем, Uber, Airbus и Volocopter на полном серьезе рассчитывают, что к этому году в крупных городах уже несколько лет будут работать летающие такси, так что, может быть, мы наконец начнем пересаживаться на летающие машины?
Электростанция на колесах
Самый массовый и утилитарный серийный электромобиль Nissan Leaf после смерти может отдавать свои органы энергосистеме.
Какой он
Он классный, самое то для молодого поколения. Модный и небольшой снаружи, просторный и добрый внутри. Поколению, выросшему на компьютерных играх, он будет понятен, в нем даже не нужна педаль тормоза: нажал на педаль газа – автомобиль бодро ускоряется, отпустил – довольно мощное рекуперационное торможение наполнит аккумуляторы дополнительной энергией. Специально для олдскульных водителей есть режим, который задействует обычный тормоз. Но это скучно и неэкологично.
Что внутри
Ничего лишнего: привод только на передние колеса, не слишком мощный для электромобиля мотор в 150 л. с. Зато батареи при идеальном раскладе хватит на 378 км. Салон добротный – хипстерам понравится, хотя до космического дизайна ему далеко. Кондиционер работает бесшумно и эффективно. Ничего лишнего, но все, что надо, на месте.
Энергобаланс
Включенный кондиционер уменьшит пробег на 10%. Сибирский мороз – наполовину. Каждый километр подъема в гору съедает процент емкости батареи, а километр спуска – возвращает полпроцента. Поездка на Nissan Leaf заставляет вас постоянно считать энергоэффективность, при правильном вождении и пользовании электроприборами можно увеличить пробег на треть. И светодиодные фары тут не шик, а все та же экономия энергии.
Интеллект
Когда автомобиль тормозит рекуперацией, экономя тормозные колодки и возвращая электроэнергию в аккумуляторы, лучше сразу включить режим e-Pedal. Это требует некоторого навыка – нащупать нейтральное положение педали, интуитивно где-то около 10% от нажатия. Отпустишь больше – начнется плавное торможение, нажмешь посильнее – ускоришься не по-детски. Но через полчаса кажется, что две педали в машине – страшный анахронизм. Не говоря уже о трех! Искусственный интеллект и автопилот автомобиля еще «ходят в детский сад»: можно осторожно отпустить руль на трассе, и автомобиль неуверенно будет катиться в своем ряду, следуя разметке. Но я бы не стал доверять свою жизнь такому неопытному водителю. Впрочем, Nissan Leaf разделяет мое мнение, постоянно напоминая, что убирать руки с руля все же не следует. Даже в автоматическом