«Пока у нас не рассказывают про выращивание баклажанов — на рынке всё плохо»: какие ниши не заняты в подкастах в России
Создатели студий «Либо/Либо», «Подкастерская», Brainstorm.fm и авторы подкастов «Завтракаст» и «Это провал» — о том, какие темы могут заинтересовать слушателей.
Большинство россиян, по данным «Яндекс.Музыки», слушают подкасты о технологиях и ИT, саморазвитии, кино, иностранных языках и лайфстайле. Но, по мнению игроков рынка, аудитории не хватает узких тем, например, о жизни в деревне, настольной игре или футбольном клубе.
Они советуют обратить внимание на темы, которые интересны автору, потому что слушатели ценят искренность и выбирают подкасты по тому же принципу, что и друзей: ищут совпадение взглядов и интересов. Создатели популярных подкастов рассказали vc.ru, как развивается российский рынок, какие жанры и форматы могут заинтересовать слушателей и почему.
Каких подкастов нет в России
Основатель студии «Подкастерская» Лев Пикалёв уверен, что в России мало и подкастов, и слушателей. Поэтому занятых ниш нет — можно создавать проекты в любой тематике.
Многие живут с ощущением, что всё уже написано, изобретено, создано. Но это не так. И пока у нас нет подкастов про условные настольную игру или выращивание баклажанов — на рынке всё очень плохо. Когда люди начнут делать узкоаудиторные подкасты, можно будет сказать, что рынок набирает популярность. Когда обычный человек сможет найти подкаст по своим интересам и почувствовать себя частью сообщества. Лев Пикалёв, основатель студии «Подкастерская»
Пикалёв проводит параллель с YouTube: там есть десятки узконаправленных каналов, например, влогов про жизнь людей, которые переехали из города в деревню, разборов двигателей внутреннего сгорания. Такая тенденция говорит о большом проникновении материала: люди готовы его создавать и потреблять, — рассуждает он.
Весной 2020 года вышло исследование на тему слушания подкастов в США. За последний год их аудитория выросла на 16% и превысила 100 млн человек. Соосновательница студии «Либо/Либо» Лика Кремер считает, что в России не более 5 млн слушателей, потому у рынка есть потенциал для роста в 20 раз.
Ощущение, что есть подкасты обо всём на свете, — обманчиво, потому что наверняка есть любители собак с обрезанными хвостиками или владельцы старых машин, для которых пока не сделали подкасты. Именно потому что люди пока не привыкли к такому формату, подкасты не вошли в их рутину. Лика Кремер, соосновательница студии «Либо/Либо»
Кремер считает, что русскоязычному рынку не хватает популярных новостных подкастов, как, например, американский The Daily издания The New York Times. Это самый популярный в мире подкаст, по данным отраслевой аналитической компании Podtrac.
«Каждый день его слушают 2 млн человек, это утренний ритуал для существенной части аудитории. Успех The Daily пока никто не повторил, и я уверена, что ежедневные новостные подкасты будут набирать популярность», — говорит Кремер.
Она приводит ещё один пример — The Joe Rogan Experience, подкаст, в котором актёр, телеведущий и мастер боевых искусств беседует с гостями о новостях, политике, юморе. В 2020 году Spotify купила этот подкаст для эксклюзивного выхода в стриминговом сервисе. The Wall Street Journal оценивает сделку в $100 млн.