Летописец из спагетти-вестернов: что оставил после себя Эннио Морриконе
Итальянский композитор, аранжировщик и дирижер Эннио Морриконе умер в возрасте 91 года из-за осложнений, возникших после падения. Вспоминаем жизнь и карьеру великого музыканта, чье творчество пересекло два океана и охватило каждый континент.
То, что мы привыкли называть вдохновением, Эннио Морриконе считал тяжким трудом. Он признавался, что в основе его творческой карьеры не был заложен какой-то конкретный момент или озарение. Вдохновением для него служила вся музыка, любой известный жанр, а инструментом — страсть к экспериментам и кропотливая, глубокая проработка навыков.
В 12 лет он стал учеником римской консерватории Санта-Чечилия, где под наставничеством одного из величайших педагогов Гоффредо Петрасси получил образование по трем направлениям в классах композиции, оркестра и трубы. В 16-летнем возрасте Эннио заменил отца, джазового трубача, в ансамбле Альберто Фламини, а затем постепенно пришел к аранжировкам, сочиняя мелодии для теле- и радиопостановок. О своей фамилии в титрах в те годы он не мог мечтать: лишь тень юного и никому не известного композитора ютилась за развлекательным контентом.
Музыку к своему первому фильму, «Смерть друга», он написал в только в 31 год. Спустя четыре года после дебюта Морриконе встретился с одноклассником Серджио Леоне, который даже не смог его припомнить. Вместе они поработали над легендарной лентой «За пригоршню долларов» и стали сотрудничать в дальнейшем. Со всеми колокольчиками, флейтой и электрогитарой в титрах Морриконе был прописан под псевдонимом Лео Николс.
Спагетти-вестерны 1960-х открыли Эннио для других выдающихся итальянских кинематографистов: Серджио Корбуччи, коллега Леоне по жанру, успел вырвать Морриконе из цепких лап режиссера и сделать с ним четыре приключенческих картины. Но не только вестерны захлестнули начинающего кинокомпозитора: Пьер Паоло Пазолини в 1966 году снял «Птицы большие и малые» с музыкой Морриконе, а спустя два года — «Теорему»; Бернардо Бертолуччи поработал с ним над картинами «Перед революцией» и «Партнер»; под закат десятилетия к итальянскому музыканту причалил Михаил Калатозов, автор каннского триумфатора «Летят журавли», с проектом «Красная палатка» о международной арктической экспедиции. Калатозов не будет последним русским постановщиком, с которым доведется