Подписная модель продаж: гарантия успеха или маркетинговый трюк?
Бурное развитие интернета и облачных сервисов привело к переходу многих видов бизнеса от бессрочных лицензий к подписке. Как заставить работать новую модель монетизации?
Бурное развитие интернета и облачных сервисов привело к переходу многих видов бизнеса от бессрочных лицензий к подписке. Netflix, Spotify, Dropbox, Salesforce и недавно прошедший процедуру прямого листинга Slack — на фондовом рынке множество компаний с оценками в миллиарды долларов, выстраивающих свою монетизцию с помощью подписки.
Частных технологические компании с оценками свыше $1 млрд (так называемый Unicorn Club) становится все больше, сейчас их количество исчисляется сотнями — они не стремятся к IPO, поскольку не испытывают трудностей с привлечением капитала.
CB Insights отмечают рост инвестиций в непубличные технологические компании за 1 год в 2,5 раза при сокращении числа сделок, что говорит о росте вложений в компании с высокой капитализацией. Капитал венчурных и институциональных инвесторов устремился в компании, генерирующие преимущественно подписной доход в своей структуре выручки.
Столь выраженный тренд не означает, что подписка — лучший вариант продажи своего продукта, но он убедительно доказывает: во многих ситуациях подписная монетизация имеет свои бесспорные плюсы.
Подписная модель монетизации — источник роста дохода
Крупные компании, для которых транзакционная модель является основным источником дохода, квартал за кварталом демонстрируют в отчетах прирост подписного дохода. Так, Apple в отчетах для инвесторов демонстрируют планы по смещении фокуса в сторону подписных сервисов, запуская Apple TV+, Apple Arcade и подобные проекты. Аналогично Microsoft наращивает доходы за счет облачных сервисов, предоставляемых по подписке.