Одна вокруг света. Коррупция на таможне и дорогах Замбии
36-я серия о кругосветном путешествии москвички Ирины Сидоренко и ее собаки Греты: спекулянты на каждом шагу, самый большой водопад Африки, кукурузная мельница в замбийской деревне
Замбию я пересекла быстро, проехала ее транзитом, продвигаясь с юга страны на север. Осталась память о разбитом асфальте, придирчивых полицейских и сложная таможня с обременительными поборами за каждый шаг. И еще Замбия у меня ассоциируется с красными светоотражающими наклейками. О том, что это обязательная деталь для автомобиля, меня предупредили добрые люди еще на границе в Ботсване. Конечно, предлагая их купить по неимоверно высоким ценам. Я отмахнулась от спекулянтов и отправилась на паром, чтобы переплыть на другой берег Замбези, разделяющей эти страны.
Уже на пароме меня атаковали назойливые агенты, предлагая помощь в прохождении границы. Тычут в лицо свои потертые бейджи: вот видишь — все официально, есть фото и печать! Но сотрудница ботсванской таможни, прощаясь и провожая меня на паром, строго-настрого наказала: никаких посторонних помощников, обращайся только к людям в погонах. Так я и поступила.
Щуплый полисмен в белоснежной рубашке выдал бумагу с длинным списком и расценками на все пункты таможни. Мне осталось только найти соответствующие окна и двери, сдать и получить документы. Пристроилась за таким же, как я, водителем, и ходила за ним хвостиком, оформляя бумаги для моей машины и сверяя озвученные мне цены с прайсом, выданным полисменом. Для внедорожников, например, он несколько выше. Развести на деньги пытался каждый второй, запрашивая сумму примерно вдвое больше. Но когда я показывала волшебную бумагу с расценками, молча соглашались и не без сожаления выдавали квитанции.
Разрешение на проезд по дорогам можно оплатить только местными квачами — это валюта Замбии. Ко мне подбежал предприимчивый парень в пиджаке на пару размеров больше его плеч, показал на стоящий рядом банк. «Уже закрыто, деньги не снимешь, — быстро отрапортовал он, проделывая очередной, видимо, неоднократно отработанный с другими туристами трюк. — Но я могу тебе помочь и оплатить со своей карты. А ты отдашь мне наличными 25$». Я соглашаюсь, и отсчитываю своему «спасителю» точную сумму, благо в пунктах обмена валют я всегда беру мелкие