Переработки за бесценок: что и в каких условиях шьют женщины в российских колониях
Шитье — основное ремесло, которым заняты женщины-заключенные в российских колониях. По данным ФСИН, средняя зарплата на этой работе составляет около 9000 рублей. Однако, как правило, такая сумма встречается только на бумаге. При этом отшитые за решеткой вещи закупают как государственные, так и частные компании. Forbes Woman рассказывает, в каких условиях шьют женщины, сколько они получают и могут ли приобретенные на производстве навыки пригодиться им на свободе.
Что шьют в колониях
В российских колониях заключенных фактически обязывают работать. Но по закону бесплатно их могут привлекать только к «выполнению работ по благоустройству исправительных учреждений и прилегающих к ним территорий». Что именно подразумевается под «благоустройством» в таких условиях — не уточняется. Вместе с тем большая часть заключенных занята низкооплачиваемым трудом: печатью для типографий, производством стройматериалов, созданием спортивного инвентаря и примерно в половине случаев — шитьем. Обычно в колониях шьют одежду и обувь, постельное белье. Сделать официальный заказ на услуги заключенных могут и государство, и частные компании — бизнес привлекает к работе 99% осужденных на принудительные работы.
Очень часто речь идет о труде женщин, говорит правозащитница, член российского Совета по правам человека Ева Меркачева. Ведь, по ее словам, в отличие от мужских колоний, абсолютное большинство женских имеют только швейное производство.
Как рассказывает проект «Женский срок», сшитые женщинами-заключенными вещи можно увидеть повсюду. Форма сотрудников МВД, МЧС и военных, спецодежда для медиков — все это, как правило, сделано за решеткой.
Хотя ФСИН разрешает бизнесу прибегнуть к труду заключенных, оставить заявку на получение такой услуги онлайн или найти какие-либо инструкции в свободном доступе не получится: все происходит через «личное взаимодействие», рассказала Forbes Woman основательница бренда одежды «40а» Мария Сорокина, которая подавала такую заявку. В начале весны компания, которую она создала вместе с мужем-заключенным (он и пара его приятелей отшивают продукцию бренда в колонии), стала популярной в интернете благодаря вирусному ролику со слоганом «Шьем на зоне, продаем на «Озоне».
Существуют и другие, более крупные российские фешен-компании, для которых шьют заключенные. Например, еще в 2017 году в Петербурге популярность приобрела марка CXP (полное название Crime x Punishment отсылает к роману Достоевского «Преступление и наказание»). Основатели не скрывали, что футболки и толстовки шьют заключенные исправительной колонии в Ленинградской области. А в 2019 году СМИ писали, что в женской колонии в Волгограде отшивается часть продукции крупного бренда Gloria Jeans.
Дешево и сердито
Сами заключенные не получают от сотрудничества с бизнесом почти никакой выгоды. Согласно данным ФСИН, средний заработок осужденных в России в 2022 году вырос на 14% в сравнении с 2021-м. И если в 2018-м он составлял менее 5000 рублей в месяц, то спустя четыре года увеличился почти вдвое — до 9000 рублей.