10 фильмов о конце света как стабильности

WeekendСобытия

Мир кончился, и это нормально

10 фильмов о конце света как стабильности

Фото: 20th Century Fox Brazil, Alliance, Ancine

Жизнь после конца света — это, конечно, оксюморон. Но на этом допущении стоит целый пласт кинокультуры. Постапокалиптика в кино имеет богатую историю, но не такое уж большое разнообразие сценариев. Павел Пугачев рассказывает, как ориентироваться в погибшем мире, достигшем вожделенной стабильности.

Стабильность зла

«Слепота». Фернанду Мейреллиш, 2006

Жителей неназванного мегаполиса охватывает эпидемия слепоты, передающаяся воздушно-капельным путем. Прежде чем Всемирная организация здравоохранения распишется в бессилии, власти закроют глаза на проблему и отправят ослепших в карантинное гетто — без помощи, закона и возможности выхода. Среди помещенных есть зрячая домохозяйка, отправившаяся вслед за потерявшим зрение мужем-офтальмологом (Марк Раффало). Вопросы «откуда у нее иммунитет?» и «в чем причина заразы?» не интересуют ни режиссера «Города Бога» Мейреллиша, ни писателя Жозе Сарамагу, по роману которого и снята «Слепота». Перед нами своего рода притча о законах социального устройства. Людям нужен вожак, и неважно, кто им будет: психопат-узурпатор (Гаэль Гарсиа Берналь), предлагающий распределение оставшейся еды в обмен на «ваших женщин», или же безымянная (как и все в этом фильме) героиня Джулианны Мур, решающая просто убить злодея и его приспешников. Взаперти и без надежды люди проявляют как худшие, так и лучшие качества, но в одном едины — со злом все свыкаются быстро.

Стабильность символов

Фото: Tig Productions, Warner Bros. Pictures Co.

«Почтальон». Кевин Костнер, 1997

«Я уяснил для себя одно правило: любой ценой избегай цивилизации»,— говорит герой Кевина Костнера, путешествующий по территории бывших США с мулом и моноспектаклями по Шекспиру. Но по цивилизации он все-таки скучает, радуясь любому артефакту прежней жизни, будь то нерабочий телевизор, нераспакованные пачки сигарет, заброшенные почтовые отделения. Последнее особенно остро напоминает о некогда существовавшей государственности, почившей после трехлетней ядерной зимы и десятилетий безвластия. Ныне царит суровый псевдофеодализм под предводительством самонареченного генерала Бетлехема (Уилл Паттон), противостоять которому приходится другому самозванцу, герою Костнера, разок выдавшему себя за почтальона и тем самым породившему национально-освободительное движение. Провалившийся в прокате и осмеянный в год выхода героический эпос сегодня видится несколько неловким, но и совершенно не глупым фильмом о том, как побеждает не сильнейший, а способный дать привлекательный культурный проект. Недаром тут закидывают камнями киномеханика, включившего «Универсального солдата» вместо «Звуков музыки».

Стабильность благополучия

Фото: Pixar Animation Studios, Walt Disney Pictures

«ВАЛЛ-И». Эндрю Стэнтон, 2008

Сделанная с минимумом реплик полнометражная постапокалиптическая антиутопия для самых маленьких, ставшая всенародным любимцем и собравшая полмиллиарда в мировом прокате. Все заслуженно. Простейший сюжет про робота-мусорщика ВАЛЛ-И, влюбившегося в поломавшегося робота-исследователя Еву, расцветает совсем недетскими мыслями. Самое страшное здесь как раз в стабильности и внешнем благополучии. Человечеству, переселенному на межзвездный круизный лайнер, больше не нужно выживать и хоть как-то заботиться о своей жизни — искусственный интеллект совмещает сферу развлечений с функциями государства. Вид добродушных и всем довольных людей, уже не способных передвигаться самостоятельно, пугает сильнее превращенной в помойку Земли. Этот мир спасет не любовь, а только мощная встряска и необходимость принимать решения самостоятельно.

Стабильность одиночества

Фото: Automatik Entertainment, Estuary Films, Exhibit

«Кажется, мы остались одни». Рид Морано, 2018

Дэл (Питер Динклейдж) работает библиотекарем и каждый день возвращает не сданные вовремя книги, заходя в дома абонентов и заодно делая там уборку и вынося их тела. Некоторое время назад большая часть человечества в одночасье умерла по неизвестным причинам. Дэл выжил, ему нормально: одиноко было и прежде, разве что родителей жалко — их он все еще не решается похоронить. Установленный порядок вещей нарушает Грейс (Эль Фэннинг), шумная девица, колесящая по стране в поисках хоть кого-то выжившего. Этим хоть кем-то и оказывается Дэл. Меланхоличная мелодрама, снятая режиссером и оператором «Ритм-секции» и «Рассказа служанки», не спешит удивлять и радикально переизобретать негласный канон «постапокалипсиса про одиночек», но делает и то и другое. В отличие от многочисленных вариаций романа Ричарда Мэтисона «Я — легенда», одиночество героя не таит никакой трагедии или скрытого надлома: в современности, доказывает Морано, каждый и так сам по себе, а человек человеку несет только хаос и лишние поводы для беспокойства.

Стабильность стабильности

Фото: Netflix

«Кэрол и конец света». Луис Гране, Эрика Хейс и др., 2023

И апокалипсис можно поставить в отложку. Через несколько месяцев должна случиться катастрофа, после которой от Земли и землян не останется ничего. Этот мир не спасет ни Брюс Уиллис с астронавтами-бурильщиками, ни Киану Ривз с проповедями. Апокалипсис случится — и точка. И пока одни спускают свои пенсионные накопления, отправляются в кругосветку, прыгают с парашютом и экспериментируют в сексе, одинокая женщина средних лет Кэрол мечтает о... рутине, наполняющей жизнь порядком и смыслом. К счастью, она не одна такая. В опустевшем мегаполисе (все «нормальные» люди уже разъехались по миру) находится группа людей, по привычке посещающих некий офис, выполняющих образцово бессмысленную работу и принципиально избегающих близкого общения. Разумеется, все передружатся и поймут что-то важное о себе, но наполненный печальным юмором и трезвым отношением к жизни мультсериал Netflix напоминает, что для озарений рутина и стабильность необходимы.

Стабильность морали

Фото: Deutsche Film AG, SAFDI, Tevere Film, UGC

«Германия, год нулевой». Роберто Росселлини, 1948

Любой послевоенный город пугает сильнее самых буйных постапокалиптических кинофантазий. Используя Берлин 1947 года как съемочную площадку, классик неореализма создал один из своих шедевров. С окончания войны прошло уже некоторое время, в Германии продолжаются «нулевые годы» внешнего управления и тотальной неопределенности. Но и подвешенное состояние может обрести черты застоя, болота, в котором может завестись всякое, особенно на почве ресентимента и страха. 12-летний Эдмунд ухаживает за тяжелобольным отцом и слоняется в поисках еды и денег по разрушенному городу, где встречает своего бывшего школьного учителя, нациста с педофильскими наклонностями, любящего зачитывать «ницшеанские» проповеди о разнице между «сильными» и «слабыми». В это же время с войны возвращается старший брат Эдмунда, боящийся, что теперь его отправят под трибунал. А его сестра пребывает в сомнениях: стоит заняться проституцией сейчас или подождать возвращения мужа из плена. Величайший моралист в истории кино, Роберто Росселлини не выдает ни единого вывода, ни слова осуждения, но его камера вглядывается в героев так, словно это и есть пристальный взор Бога, оценивающего поступки своих творений.

Стабильность распада

Фото: Nick Wechsler Productions / Choc / Collection Christophel / Collection ChristopheL / AFP

«Дорога». Джон Хиллкоут, 2009

Отец (Вигго Мортенсен) с сыном (Коди Смит-Макфи) держат путь-дорогу через всю Америку — не конечной точки ради, а просто потому, что надо выживать и прятаться. Когда-то с ними была и мама (Шарлиз Терон), но она не выдержала условий новой реальности и покончила с собой. Неизвестный катаклизм уничтожил не только большую часть народонаселения, но и животных с растениями. Питаться можно разве что консервами. Все самое страшное уже давно случилось, а ужас все еще продолжается. Отец никому не доверяет, избегает любых контактов, в целом небезосновательно: каннибализм стал обыденностью. Главный вопрос «Дороги» — как фильма, так и его исходника, одноименного романа Кормака Маккарти,— стоит ли вообще тянуться к людям, когда мир безнадежен? Любимая мантра социологов про тяжелые последствия «сужения социальных связей» обретает красивую иллюстрацию.

Стабильность веры

Фото: Ленфильм; Первое творческое объединение

«Письма мертвого человека». Константин Лопушанский, 1986

История о жителях города N, переживших ядерную зиму и готовящихся навсегда отправиться из подвала библиотеки в бункер, в 1986-м выглядела прямой реакцией на Чернобыль. Проблемный и многократно переделывавшийся фильм, категорически не нравившийся тогдашнему начальству «Ленфильма», вдруг получает широкий всесоюзный, а затем и мировой прокат, режиссеру выдают Госпремию РСФСР, а кино выводят на знамена перестройки. Меж тем в полнометражном дебюте Константина Лопушанского не стоит искать никакого политического и уж тем более публицистического измерения: он как раз про поиски чего-то по-настоящему стабильного в совершенно ненадежном и грозящем аннигилироваться мире. Вера в науку и прогресс не оправдала себя, вера в человека еще требует доказательства, но есть и другая вера, которую героям еще предстоит обрести.

Стабильность смерти и любви

Фото: Make Movies, Mandeville Films, Summit Entertainment

«Тепло наших тел». Джонатан Левайн, 2013

Зомби по имени Р (Николас Холт) вместе с другими ходячими мертвецами обитает в заброшенном аэропорту. Как и в ромеровском «Рассвете мертвецов», даже после смерти привычки остаются теми же: некоторые мертвяки посещают рабочие места, угрюмо здороваются со знакомыми, а Р даже способен включать любимые пластинки. Однажды он съедает мозг крепкого молодого парня и, предварительно извинившись перед кинозрителями, обретает воспоминания погибшего, а вместе с ними — влюбленность в его девушку, блондинку Джули (Тереза Палмер). «Ромео и Джульетта» встречают Джорджа Ромеро, но этим остроумие создателей не ограничивается. Балансируя между мелодрамой, комедией, хоррором, боевиком и разве что не мюзиклом, фильм студии Summit Entertainment, ответственной среди прочего за «Сумерки», умудряется и развлечь, и дать новый образ зомби: теперь это вполне нормальный человек, разве что живущий по инерции и не познавший любви. Стабильность для мертвых, любовь для живых.

Стабильность прогресса

«Облик грядущего». Уильям Кэмерон Мензис, 1936

Один из самых часто экранизируемых писателей, Герберт Джордж Уэллс однажды (но не единожды) напрямую поучаствовал в создании кино. «Облик грядущего» снят по его сценарию, основанному на одноименной книге, в которой автор «Войны миров» и «Острова доктора Моро» размышлял о дальнейших путях развития человеческой цивилизации и перспективах глобальной войны. Совсем не развлекательное полемическое произведение стало бестселлером, так что великий продюсер Александр Корда («Третий человек», «Леди Гамильтон») выделил невиданные для глубоко провинциальной на тот момент британской кинематографии £300 000 и предложил Уэллсу самому написать сценарий и контролировать все аспекты производства. По сюжету, с 1940-го по 1966-й идет глобальная война, а после применения бактериологического оружия эпидемия выкашивает пол-Европы. Действие же длится до 2036 года, а конфликт строится между луддитами, вполне довольными постапокалиптическим возвратом «к истокам», и сторонниками прогресса, готовыми отправить в спячку недовольных и построить рай земной любой ценой. Посмотрев «Облик грядущего», можно убедиться, что ярлыки «гуманиста» и «антифашиста» едва держатся на уважаемом господине Уэллсе.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Охота за головами Охота за головами

Что известно об убийстве «отца» иранской атомной бомбы

Огонёк
Фанатские теории по «Властелину колец», которые все меняют Фанатские теории по «Властелину колец», которые все меняют

Может ли Гэндальф колдовать и почему хоббиты всегда голодные?

Maxim
На краю земли На краю земли

Столетиями маяки выдерживают натиск стихии, подавая спасительные сигналы

Вокруг света
8 фактов о зависимости, которые я узнала, работая в рехабе: рассказ клинического психолога 8 фактов о зависимости, которые я узнала, работая в рехабе: рассказ клинического психолога

Почему зависимость — это болезнь, а срыв — часть процесса лечения

Psychologies
Влад Мороз Влад Мороз

Отец-основатель русского аутдора Влад Мороз

Собака.ru
«Структурные продукты в России — самостоятельный класс активов» «Структурные продукты в России — самостоятельный класс активов»

«Румберг Кэпитал» — о новых возможностях на рынке инвестиций

Деньги
У шмелей нашли способность к логическим суждениям У шмелей нашли способность к логическим суждениям

Шмели успешно справились с парадигмой двух чашек и ее вариациями

N+1
Кого слушают в Дагестане: почему республика снова пошла по пути радикализации Кого слушают в Дагестане: почему республика снова пошла по пути радикализации

Сейчас ситуация в республике Дагестан отнюдь не безнадежна, считает эксперт

Forbes
И след простыл: 5 случаев загадочного исчезновения людей И след простыл: 5 случаев загадочного исчезновения людей

Пугающие и загадочные случаи исчезновения людей

ТехИнсайдер
Красноярские просторы Красноярские просторы

Красноярск славен большим числом музеев и природными красотами

Лиза
«Счастье в мелочах»: как научиться радоваться, если вся ваша жизнь — сплошной стресс «Счастье в мелочах»: как научиться радоваться, если вся ваша жизнь — сплошной стресс

Как приятные мелочи могут помочь сохранить эмоциональный баланс

Psychologies
Балтийский берег Балтийский берег

Составили идеальную ознакомительную программу по Калининграду и его окрестностям

Лиза
7 ошибок, которые совершает каждый из нас при покупке и хранении куриных яиц 7 ошибок, которые совершает каждый из нас при покупке и хранении куриных яиц

Многие не знают, как правильно выбирать яйца и в каких условиях хранить

ТехИнсайдер
Говорит Скарлетт Йоханссон: как ИИ «крадет» человеческие голоса и почему это опасно Говорит Скарлетт Йоханссон: как ИИ «крадет» человеческие голоса и почему это опасно

Кто несет ответственность за действия ИИ и как от этого защититься

Forbes
Врач-косметолог Николай Макеенко: Любой ожог на коже может аукнуться через 8–10 лет Врач-косметолог Николай Макеенко: Любой ожог на коже может аукнуться через 8–10 лет

Как правильно и безопасно загорать: советы врача-косметолога

СНОБ
«Старые» деньги vs «новые» деньги: почему «понты» выдают комплекс неполноценности «Старые» деньги vs «новые» деньги: почему «понты» выдают комплекс неполноценности

Почему одни люди стремятся к роскоши, а другие — только к «понтам»?

Psychologies
На шаг ближе к беспилотному будущему: новые возможности обработки геоданных появились в России На шаг ближе к беспилотному будущему: новые возможности обработки геоданных появились в России

Зачем нам нужно развивать геоинформационные технологии?

ТехИнсайдер
7 удивительных фактов об интеллекте слонов 7 удивительных фактов об интеллекте слонов

Слоны — невероятно умные существа, а нейронов в мозгу у них больше, чем у людей

ТехИнсайдер
С друзьями на поводке С друзьями на поводке

Куда чаще берут питомцев в отпуск, как оформляется проезд и сколько это стоит

Деньги
Город фестивалей Город фестивалей

1000 лет Суздалю – в чем сомневаются историки?

Вокруг света
Доверительные отношения Доверительные отношения

Новые стандарты для рынка автомобилей с пробегом

Автопилот
Как удержаться на работе Как удержаться на работе

Почему кто-то может проработать на одном месте много лет, а другие — нет?

Лиза
Сергей Тиснек Сергей Тиснек

Рисунки художника Сергея Тиснека — фовистские, но очень милые коты

Собака.ru
«Новая порода людей» «Новая порода людей»

Образовательно-воспитательный проект Ивана Бецкого

Наука и техника
Почему не 100 из 100: 5 причин самоубийств из-за ЕГЭ Почему не 100 из 100: 5 причин самоубийств из-за ЕГЭ

Зачем детей пугают ЕГЭ, к чему это приводит и как поддержать подростка?

Psychologies
Пустые дома и плохие деньги: почему «золотые визы» трудно получить и чем их заменить Пустые дома и плохие деньги: почему «золотые визы» трудно получить и чем их заменить

Что не так с «золотыми визами», чем они не нравятся местным жителям?

Forbes
Атомщики Атомщики

Вместо 25 375 слов: главное об электромобиле «Атом»

Автопилот
Как соцсети портят мир: 10 негативных последствий Как соцсети портят мир: 10 негативных последствий

Как социальные сети приносят в наш мир раздор и негатив?

Psychologies
Покушение строптивой: история Клаудии Харо, актрисы, организовавшей покушение на мужа-каскадера Покушение строптивой: история Клаудии Харо, актрисы, организовавшей покушение на мужа-каскадера

Зачем Клаудия Хиро наняла киллера для убийства мужа и при чем тут Джо Пеши?

Правила жизни
Непредсказуемые, белые и высокомерные: почему Аргентину не любят в Латинской Америке Непредсказуемые, белые и высокомерные: почему Аргентину не любят в Латинской Америке

Чем аргентинцы так «насолили» соседям? Какие стереотипы бытуют об этой нации?

Forbes
Открыть в приложении