К концу года российские туристы на официальных основаниях смогут летать в Египет

РБКПутешествия

Открыть Египет: что нового ждет туристов в давно знакомой стране

К концу года российские туристы на официальных основаниях смогут летать в Египет. В преддверии этого корреспондент «РБК Стиль» побывала в Хургаде и рассказала, что изменилось на побережье Красного моря за время отсутствия путешественников из России.

Автор Мария Желиховская

755640643684035.png
Фото Мария Желиховская

23 июля представитель МИД РФ Михаил Богданов сообщил, что в ближайшее время будет восстановлено чартерное сообщение между городами России и курортами Египта. Месяцем ранее с заявлением о том, что полеты возобновят до конца нынешнего года, выступил глава египетского МИД Самех Шукри. Между тем, если не считать регулярные спекуляции вокруг авиационной темы, после запрета полетов в Египет страна как туристическое направление выпала из российского информационного поля, и за исключением тех немногих, кто летал туда обходными путями, россияне не очень хорошо представляют, какие условия для туризма сложились там сейчас.

Когда самолеты были большими

История туристических отношений между Египтом и Россией едва ли не лучшая иллюстрация пословицы «От любви до ненависти — один шаг». В конце 1990-х — начале 2000-х годов пакетно-чартерный поток в эту страну рос настолько стремительно, что, казалось, в российских городах-миллионниках не осталось ни одного обладателя загранпаспорта, который не побывал бы в Стране фараонов. Количество туристов исчислялось миллионами, и многие из нынешних или существовавших до недавнего времени крупных российских туроператоров сделали себе на этом направлении имя и капиталы. Туристы, конечно, сетовали на особенности национального сервиса — излишне навязчивого там, где дело касалось продажи чего-либо, и, наоборот, чересчур неспешного по части организовать-принести — однако такого сочетания теплого климата, моря с уникальной фауной, разнообразия гостиничной инфраструктуры, относительно короткого перелета и невысокой за все это цены не могла предложить ни одна другая страна.

755640638691071.jpg
Фото Мария Желиховская

После военного переворота 2013 года и последовавшего за ним политического кризиса количество иностранных туристов в Египте уменьшилось, однако из России самолеты продолжали летать, несмотря на новости о закрытии того или иного отеля. Все изменилось 31 октября 2015, когда в результате теракта над Синаем упал вылетевший из Шарм-Эль-Шейха самолет «Когалымавиа». В отличие от европейцев, снявших после этого рейсы в Шарм-эль-Шейх, но оставивших Хургаду с Каиром, российские власти приостановили все полеты в Египет.

Альтернатива или пересадка

Сегодня и в Хургаду, и в Шарм-эль-Шейх из Европы летают отовсюду: самолеты в Египет отправляются из Германии, Италии, Франции, Бельгии, Дании, Великобритании, Польши, Армении, Украины, Беларуси и Турции, а буквально на прошлой неделе чартер в Шарм-эль-Шейх запустила Испания. Жители Персидского залива тоже стали в Египте частыми гостями. В России же страна до сих пор предана туристической анафеме, которая несколько смягчилась с запуском в апреле 2018-го прямых рейсов из Москвы в Каир, но погоды это не сделало. При этом Египет регулярно посещают российские эксперты по транспортной безопасности, рапортуют о достигнутых договоренностях, но дело стоит на месте.

Затянувшийся запрет стал притчей во языцех у любителей конспирологии: фантазии и оценочные суждения по поводу его причин варьируются от лобби ближневосточных конкурентов Египта за турпоток до предположения, что в обмен на разрешение полетов у египтян просят контракт на поставку Sukhoi Superjet 100. В Египте же долгое отсутствие россиян привело к перестройке местного туристического рынка. По словам советника по туризму посольства Египта в РФ Ахмеда Эльгенди, даже если рейсы из России будут возобновлены в ближайшее время, контрактинг для российских туроператоров будет непростым: процесс переговоров придется начинать буквально с нуля, поскольку отели и принимающие компании по закону сообщающихся сосудов переориентировались на Европу и Персидский залив.

Любопытно, что все это время в качестве альтернативы Египту туроператоры энергично рекламировали Израиль, ОАЭ, Иорданию и даже Вьетнам. Однако израильский Эйлат и курорты ОАЭ как минимум вдвое дороже (особенно, если учитывать цены на местах), к тому же в Израиле возникают трудности при въезде, а в Эмиратах все не так хорошо с пляжами и алкоголем; иорданская Акаба попросту меньше и, соответственно, не так богата инфраструктурой, а во Вьетнам долго лететь. Туристов, наивно ожидавших буквального аналога и строчивших по возвращении гневные жалобы, за все антиегипетские годы было хоть отбавляй.

755640638748850.jpg
Фото Мария Желиховская

Прошлой зимой туроператоры пытались сформировать пакетные туры в Шарм-Эль-Шейх с прилетом в израильскую Овду, однако барьеры для въезда в Израиль и многочасовые очереди на пограничном переходе свели инициативу на нет. Не воплотились в жизнь и идеи ездить через Акабу. А вскоре после того, как пара крупных операторов заявила о планах продавать туры в Хургаду и Шарм-эль-Шейх через Анталью, куда ради этого предполагалось пустить в зимний сезон чартер, Египет для наших путешественников закрыли окончательно: после инцидента с отравлением российского туриста в курортном отеле Ростуризм напомнил туроператорам о запрете продажи туров в эту страну.

Но, как известно, запрет в России меньше, чем запрет, и, хотя некогда подобный Ниагаре турпоток россиян в Египет превратился в ручеек, туристы продолжают туда летать, бронируя путешествия самостоятельно: большинство — транзитом через Минск или Стамбул.

Новая экзотика

До остановки полетов я бывала в Египте много раз — меня можно даже было назвать инсайдером курорта Эль-Гуна, куда зимой стекалась вся элита страны и где у моих друзей был отличный дом. Помню, что друзья, представители довольно привилегированной прослойки египетского общества, сетовали на нехватку в стране хороших ресторанов и по-настоящему люксовых отелей, но про угрозу личной безопасности не было и речи, даже вскоре после революции (которую, к слову, почти все мои египетские знакомые тогда поддержали). Время и прочие обстоятельства перевели наше общение в электронный формат, и прошло целых восемь лет, прежде чем повод отправиться в Египет появился вновь: муж-мексиканец захотел увидеть заморские пирамиды. Для него Египет был совершеннейшей экзотикой, но по реакции российских знакомых на наш выбор я вдруг осознала, что и для нас, россиян, он стал тем же. Коллеги тревел-журналисты с интересом спрашивали: «Ну и как там?!» Да и я, признаться, прежде чем бронировать билеты, задала этот же вопрос друзьям, на что мне было сказано лететь и ничего не бояться.

755640638821548.jpg
Фото Мария Желиховская

Разница между «тогда» и «сейчас» бросилась в глаза сразу по прибытии: в виде нового аэропорта Хургады, который выглядел вполне респектабельно. От былого русскоязычного гама представителей туркомпаний, конечно, не осталось и следа, но даже глубокой ночью добраться до нашего Сахль-Хашиша не составило труда: за $10 нас довез один из поджидавших на выходе таксистов, правда, изрядно заплутавший по дороге. И стоило свернуть не туда, как новая гладкая дорога мгновенно превратилась в непроходимые ухабы.

Сахль-Хашиш — симпатичный девелоперский курорт неподалеку от Хургады, спроектированный Норманом Фостером. Его начали строить больше 10 лет назад, но, как это часто случается в Египте, достраивают до сих пор. Многие помещения простаивают, и территория площадью более 3 тыс. га без туристов выглядит довольно безлюдно.

Еще одно бросившееся в глаза нововведение — рамки металлоискателей на входе в отели и многие магазины (забегая вперед, скажу, что на вылете в аэропорту Хургады целых два контроля безопасности, с рамками и лентами).

Заселили в отель нас радушно, но в номере сразу же отключилось электричество, и менеджмент стал настаивать на вызове электрика в два часа ночи — вместо того, чтобы дать нам поспать после семичасового перелета, мотивируя это тем, что другого номера забронированной категории у них нет. После пятнадцатиминутных препирательств нам все же дали другой, улучшенный.

Не ожидая особого качества от общепита экономичной «пятерки» местной сети (отель известного международного бренда стоил втрое дороже), мы не стали бронировать all inclusive, выбрав только завтрак. И были удивлены его качеством и разнообразием (впервые за много лет я, наконец, вспомнила, что такое настоящая арабская пита — тонкая, нежная, с чуть сладковатым послевкусием). А в полдень патио у отеля, на которое выходил наш балкон, окутывал аромат жарящегося на вертеле мяса, приправленный свежим, соленым, немного пряным и очень сухим воздухом Красного моря. Правда, цены в гостиничных ресторанах были не египетские, а вполне себе московские.

В отеле и на пляже была слышна английская, немецкая, итальянская, польская и русская речь, однако расспрашивать русскоговорящих, откуда и как они сюда добрались, мы постеснялись. А вот официант Али, каждое утро приносивший нам на пляже кофе, быстро вспомнил русские слова, признался, что россиян здесь очень не хватает и выразил надежду, что скоро все наладится.

Из развлечений в самом Сахль-Хашише были лишь шопинг да променад вдоль моря, переходящий в широкий, отделанный брусом пешеходный пирс, откуда можно было наблюдать живописные закаты. По вечерам из нашего отеля ходил бесплатный трансфер в Хургаду и обратно, и мы решили им воспользоваться.

Внешне Хургада, кажется, почти не изменилась, разве что у коптского храма мы обнаружили БТР с полицией (стражи порядка объяснили такие меры религиозным праздником). Однако в городе было заметно оживленнее: улицы и кафе были полны туристов из соседних трех- и четырехзвездочных отелей и даже завсегдатаев, которых персонал знал по именам. Быстро выяснилось, что в незатейливом кафе с пластиковыми стульями за $10 на двоих можно съесть огромную вкусную жареную рыбу с овощным гарниром, которую подавали прямо на скворчащей сковороде, и выпить по бокалу вполне годного вина.

755640638462892.jpg
Фото Мария Желиховская

В местных лавках сувениры из натуральной кожи и дерева, фаянс, серебро, текстиль, фрукты и специи тоже удивляли своей дешевизной — последствия девальвации египетского фунта, который за последние несколько лет обесценился более чем в полтора раза, были налицо. При этом торговцы хоть и жаловались на жизнь, но вели себя, кажется, не так бесцеремонно, как много лет назад. Списать этот факт на наличие бородатого мужа не давали воспоминания о нескончаемом торге во время шопинга в компании не менее серьезных на вид египтян.

Что имеем, то храним

Те, кто бывал в Египте в начале 2000-х годов, наверняка помнят старый аэропорт Хургады, построенный в стиле бедуинского лагеря с белыми парусиновыми конусами, не слишком опрятный и очень хаотичный. Лучше он не стал, но теперь его используют для экскурсий в Каир. Специально под туристические группы ежедневно организуют утренний рейс туда и вечерний обратно, забронировать которые можно лишь с экскурсией у одного из местных туроператоров, что мы и сделали. Маленький винтовой самолетик был полон пассажиров, но по прилете оказалось, что в нашей группе всего шесть человек, из которых для двоих предназначался немецкоговорящий гид, и нас, англоязычных, осталось четверо — получилась почти индивидуальная экскурсия по цене групповой. Удивительно, но факт: самая многочисленная группа, встретившаяся нам во время экскурсий, оказалась русскоязычной.

Узнав, что я из России, гид Мохаммед широко улыбнулся и предался ностальгическим воспоминаниям: когда-то в Каире было много русских туристов, столько красивых девушек… По его словам, сейчас у гидов не самые простые времена: общее количество туристов по сравнению с дореволюционными временами снизилось, найти работу стало сложнее. Нет, визуально количество гостей в Гизе и сейчас немалое, но не такое сумасшедшее, как было в стародавние времена. В отличие от гидов, туристы от этого только выигрывают: экспонаты Египетского музея и пирамиды теперь можно разглядеть как следует, не теряясь в бесконечном потоке мельтешащих перед глазами посетителей, а селфи получаются без фотобомб. Но за пределами исторических достопримечательностей Каир производит довольно депрессивное впечатление. Все те же угрюмые небоскребы и все те же дети, подбегающие в надежде продать сувенир за доллар.

755640638626995.jpg
Фото Мария Желиховская

Испытание забвением, судя по всему, пошло на пользу и египтянам: за время нехватки туристов они, кажется, немного переосмыслили туристический процесс, научившись выше ценить каждого гостя. Впервые в моей египетской практике гид не пустился в назойливую продажу попутных товаров и услуг. Уже на вылете из Хургады мы зашли в магазин в аэропорту, чтобы купить египетского вина. Продавец, молодой парень, на удивление неплохо в нем разбирался. Поинтересовавшись, долго ли нам лететь, он вдруг протянул кулек крупных южных семечек. В подарок, «чтоб было не скучно». Мы ухитрились тут же высыпать половину на пол, попытались помочь парню их собрать, но он лишь замахал руками — что вы, ничего страшного, идите, а то опоздаете на рейс. Нескончаемые клиенты превратились в людей.

Правда, организация и инфраструктура все еще подводят: например, вылет из Каира нам без объяснения причин сдвинули почти на два часа позже, а трансфер в аэропорт не перенесли, и пришлось убивать время в аэропорту, где заняться совершенно нечем. А вскоре в единственном в нашей зоне вылета кафе вырубилось электричество, так что даже кофе толком попить не удалось.

755640642270948.jpg
Фото Мария Желиховская

Впрочем, власти Египта все же работают над тем, чтобы туристам стало комфортней: в январе в тестовом режиме начал работу международный аэропорт Сфинкс, расположенный в Гизе, а нынешним летом между Хургадой и Марса-Аламом планируют открыть международный аэропорт Беренис, призванный разгрузить воздушные гавани этих двух курортов. Весной появились новости о планах по возобновлению морского сообщения между Хургадой и Шарм-эль-Шейхом (там, в отличие от Хургады, еще остались казино, и это неплохой довод для коротких туров). Помимо экономичного и среднего сегментов, есть в Египте и люкс, хотя подобные отели можно пересчитать по пальцам, и большинство принадлежит международным сетям: Ritz-Carlton и Kempinski в Каире, Oberoi и Baron Palace в Сахль-Хашише, Steigenberger в Хургаде, Four Seasons в Шарм-Эль-Шейхе, La Maison Bleue в Эль-Гуне. В этой нише египтянам явно есть, куда расти.

Лететь или не лететь

Попытки поговорить о туристических перспективах Египта с российскими туроператорами провалились: одни игроки рынка ссылались на запрет Ростуризма, другие отшучивались, что про эту страну — или хорошо, или ничего. Из дюжины опрошенных говорить согласились лишь трое.

Начальник отдела продаж компании «Содис» Ирина Мануильская отметила, что до приостановки авиасообщения запросов на туры в Египет было лишь по несколько в год, поскольку было невозможно гарантировать качественный сервис и питание, а «Содис» работает в премиальном сегменте. Любители пляжей предпочитают ОАЭ, а увлеченные подводным плаванием — Мальдивы. По мнению Маниульской, даже если на египетские курорты сейчас запустят регулярные рейсы «Аэрофлота» с бизнес-классом, клиенты компании вряд ли туда полетят.

755640638858056.jpg
Фото Мария Желиховская

Заместитель директора «Карлсон Туризм» Виктория Внучкова сообщила, что заявок на Египет в последние годы в компанию не поступало, поскольку бюджетные путешественники переориентировались на Турцию, а те, кто покупает туры от полумиллиона рублей, бронируют ОАЭ и Азию.

А вот журналист Михаил Кожухов, основавший собственный клуб путешествий, с нетерпением ждет, когда Египет откроется, чтобы предложить авторскую программу с круизом по Нилу из Асуана через Луксор в Александрию. Он убежден, что это путешествие входит в десятку тех, которые должен совершить каждый: «Люди ездят в Египет, чтобы наращивать живот на пляже и не понимают, что поездка по Нилу, которая длится всего четыре дня, откроет для них совсем другой, потрясающий Египет. Потому что Асуан — один из самых красивых городов мира, а Луксор — очаг первой цивилизации землян, от которой остались столь восхитительные следы».

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Можно ли жить без сожалений? Можно ли жить без сожалений?

Причина сожалений – убеждение, что наша жизнь могла бы быть лучше

Psychologies
«Никто не ест левой рукой»: как мы предаем своих детей «Никто не ест левой рукой»: как мы предаем своих детей

Фрагмент из новой книги Маши Трауб «Лишние дети»

Psychologies
MAXIM рецензирует «Солнцестояние» — криповый и триповый хоррор о шведских язычниках MAXIM рецензирует «Солнцестояние» — криповый и триповый хоррор о шведских язычниках

Голливуду удалось превратить веселый шведский праздник в замогильную жуть

Maxim
Почему некоторые люди могут выпить больше других (это хорошо или плохо?) Почему некоторые люди могут выпить больше других (это хорошо или плохо?)

Пол, генетика и возраст влияют на твою восприимчивость к алкоголю

Playboy
«У нас достаточно ресурсов, чтобы объяснить и президенту»: как Сергей Петров защищает «Рольф» «У нас достаточно ресурсов, чтобы объяснить и президенту»: как Сергей Петров защищает «Рольф»

Основатель «Рольфа» пытается применить «стратегию максимальной огласки»

Forbes
Проблемы на триллионы. S&P оценила объем плохих долгов российских банков Проблемы на триллионы. S&P оценила объем плохих долгов российских банков

Высокая доля проблемных кредитов носит постоянный характер

Forbes
Долларовые миллионеры мира за год обеднели на $2 трлн. Но в России их стало больше Долларовые миллионеры мира за год обеднели на $2 трлн. Но в России их стало больше

Совокупное состояние т.н. хайнетов сократилось впервые за семь лет

Forbes
Автомобили Автомобили

Автомобиль всегда был и остаётся настоящей игрушкой для мужчин

Robb Report
Крупные банки предпочли платить кешбэк бонусами вместо рублей Крупные банки предпочли платить кешбэк бонусами вместо рублей

Клиенты только 4-х из 12 крупнейших розничных банков получают кешбэк в рублях

Forbes
Болевой порок: как Америка подсела на таблетки и с чего начинался опиоидный кризис, который уносит 70 тысяч жизней ежегодно Болевой порок: как Америка подсела на таблетки и с чего начинался опиоидный кризис, который уносит 70 тысяч жизней ежегодно

Как начиналась опиоидная эпидемия и к чему она привела

Esquire
19 качеств настоящего мужчины, от которых без ума все женщины 19 качеств настоящего мужчины, от которых без ума все женщины

Качества настоящего мужчины с точки зрения женщины

Playboy
Экспорт мусора из США в бедные страны: расследование The Guardian Экспорт мусора из США в бедные страны: расследование The Guardian

The Guardian начало рассказывать о проблеме переработки американского мусора

Популярная механика
Найти работу по душе: 5 шагов Найти работу по душе: 5 шагов

Как поставить знак равенства между любимым занятием и работой?

Psychologies
Что делать, когда ситуация кажется безвыходной Что делать, когда ситуация кажется безвыходной

Каждый из нас сталкивался с ощущением, что он в тупике

Psychologies
8 глянцевых обложек, которые повторили через много лет 8 глянцевых обложек, которые повторили через много лет

Восемь самых удачных ремейков известных обложек

РБК
Ломая правила дизайна Ломая правила дизайна

Интервью с дизайнером LADA Стивом Маттином

4x4 Club
Операция «Акклиматизация» Операция «Акклиматизация»

Смена часовых поясов – серьезное испытание для организма

Лиза
«Рынка онлайн-кинотеатров у нас нет». Софья Капкова — о том, готов ли русский зритель платить за контент «Рынка онлайн-кинотеатров у нас нет». Софья Капкова — о том, готов ли русский зритель платить за контент

Софья Капкова рассказывает о жизни своих двух проектов и будущем индустрии

Forbes
Почему мы все занимаемся бесполезной работой: коварство прогресса Почему мы все занимаемся бесполезной работой: коварство прогресса

Прогресс не освободил людей, а еще сильнее привязал к бессмысленной работе

Популярная механика
Кто владеет московскими кладбищами. Как столичный ритуальный рынок заняли ставропольские бизнесмены — и при чем тут ФСБ Кто владеет московскими кладбищами. Как столичный ритуальный рынок заняли ставропольские бизнесмены — и при чем тут ФСБ

Откуда взялись новые выгодополучатели московского похоронного рынка

СНОБ
Жуков, Солженицын, Горбачева и другие люди из СССР на обложке Time Жуков, Солженицын, Горбачева и другие люди из СССР на обложке Time

Кто из СССР и по какому поводу побывал на обложке американского еженедельника

РБК
5 японских правил питания 5 японских правил питания

Что японцы едят на самом деле и как они это делают

Psychologies
Всё ясно! Всё ясно!

Что-то беспокоит, но не поймешь что?

Cosmopolitan
Они зарабатывают, пока мы «стареем». Хайп принес приложению FaceApp $1 млн Они зарабатывают, пока мы «стареем». Хайп принес приложению FaceApp $1 млн

Приложение, позволяющее «состарить» пользователя, заработало $1 млн

Forbes
Анна Невская: Каблуки теперь ношу только на съемках Анна Невская: Каблуки теперь ношу только на съемках

Она очень разная — нежная и жесткая, смешливая и серьезная

Добрые советы
Уволен руководитель спецотряда ФСБ «Альфа» Уволен руководитель спецотряда ФСБ «Альфа»

Валерий Канакин был уволен с должности «некоторое время назад»

Forbes
Сервис для избранных: чем покорить премиум-сегмент Сервис для избранных: чем покорить премиум-сегмент

Ксения Шипилова о принципах работы в премиум-сегменте на примере Keep Looking

Cosmopolitan
Продюсер Джастина Бибера лишил Тейлор Свифт прав на шесть ее альбомов Продюсер Джастина Бибера лишил Тейлор Свифт прав на шесть ее альбомов

В американском шоу-бизнесе разгорелся новый грандиозный скандал

Cosmopolitan
«Книга рекордов Гиннесса»: как устроена работа судьи «Книга рекордов Гиннесса»: как устроена работа судьи

Почему люди рискуют своей жизнью ради сомнительных достижений

Популярная механика
«Мы превратимся в киборгов». Президент бизнес-школы «Сколково» Андрей Шаронов о будущем образования «Мы превратимся в киборгов». Президент бизнес-школы «Сколково» Андрей Шаронов о будущем образования

Интервью с президентом московской школы управления «Сколково» Андреем Шароновым

Forbes
Открыть в приложении