От локальных магазинов до торговых гигантов: как маркетплейсы изменили индустрию продаж в России
За последние 20 лет интернет-магазины стали одними из самых популярных платформ для торговли. Доставка в труднодоступные поселения, невысокие цены и удобная экономика продаж полностью изменили процесс взаимодействия покупателя и продавца. Разбираемся, почему маркетплейсы стали такими популярными площадками, как они меняют инфраструктуру небольших городов и развивают малый и средний бизнес.
Как маркетплейсы захватили Россию
Вначале нулевых годов российский рынок представлял собой стандартную для того времени модель купли-продажи: общество делилось на две кардинально различающиеся части, одна из которых могла себе позволить закупаться в магазинах (иногда даже слетать на шопинг за границу), а вторая ходила приобретать все необходимое по приемлемым ценам на рынок с дружелюбным сервисом и комфортной картонкой под ногами. Тогда в условиях ограниченного выбора никто и не мог подумать, что через несколько лет кто-то будет покупать штаны по виртуальному аватару в интернете, а нужные продукты для ужина курьер доставит за полчаса.
Но картину поменяли маркетплейсы — площадки онлайн-торговли для продавцов и покупателей. Они появились в конце девяностых в США, а через пару лет схема перешла и в Россию. Первой отечественной платформой для онлайн-торговли стал Ozon, появившийся в 1998 году как сервис по продаже книг, потому что один из основателей Дмитрий Рудаков увлекался фэнтези (а еще потому, что американский реселлер книг Amazon очень быстро набирал популярность). Следом за ним в 2004 году на рынке появился крупнейший на сегодняшний момент российский сервис Wildberries. Как рассказывает заместитель генерального директора Алексей Духанин, сервис был открыт Татьяной Бакальчук, у которой не было достаточно времени на покупку одежды в начале своего материнства. Она искала возможность самостоятельного заработка и открыла интернет-магазин, который был бы удобен и ей самой, и другим женщинам, чтобы одеваться красиво, недорого и без утомительных походов по магазинам.
Сегодня у компаний ежегодные многомиллиардные обороты. Так, в 2022 году Wildberries стал бесспорным лидером в сфере онлайн-продаж: маркетплейс увеличил оборот от продаж товаров и услуг на 98% — до 1,67 трлн рублей. В начале пути у магазина не было и четверти от этих цифр. После кризиса в 2014 году платформа стала реформироваться, одной из первых перейдя на привычную систему маркетплейсов. Предприниматели, продающие свои товары на сайте, смогли самостоятельно и эффективно управлять всеми торговыми процессами: от ценообразования до управления товарными потоками. Благодаря этому к 2016 году продажи Wildberries оценивались в 45,6 млн рублей, а в 2018 году Forbes оценил капитал платформы в $602 млн — примерно 118,7 млрд рублей.
Второй по продажам отечественный интернет-магазин Ozon, по данным отчета за 2022 год, выручил 277,1 млрд рублей — это на 55% больше, чем за год до этого. Для сравнения: в 2002 году объем продаж интернет-магазина был $3,85 млн — по тому курсу (примерно 30 рублей) это составляло 115,5 млн рублей.
Как маркетплейсы победили обычные магазины
Почему же онлайн-площадки, открытые с опорой на собственные интересы и нужды, стали востребованы у российского общества? У интернет-магазинов есть несколько серьезных преимуществ по сравнению с традиционным ретейлом. В первую очередь это широта ассортимента: ни один офлайновый магазин не может вместить такое разнообразие товара, какое предлагают маркетплейсы, — это неограниченное на первый взгляд количество товара привело к появлению термина «бесконечная полка». Например, в интернет-магазине Lamoda, который работает только с предметами из сегмента одежды и аксессуаров, представлено более 4 тыс. брендов и более 10 млн товаров, рассказывают в пресс-службе магазина.
Вторым фактором стали удобство и комфорт для пользователей. Стремясь побороть барьеры онлайн-покупки одежды и обуви, ретейлеры сразу организовывали высокий уровень сервиса. Как отмечает Дамир Халилов, эксперт по социальным сетям и владелец AI-агентства Clockwork Agency, у маркетплейсов преимущество в единой точке входа. «Именно здесь лежит глобальное преимущество площадок перед классическими интернет-магазинами и даже перед покупками через социальные сети — возможность совершить большинство покупок в одном месте: от книг до мебели», — говорит Халилов.