Терпение и труд… Все, я устал: четыре урока концентрации от гениев, вдохновивших весь мир
Вернуться в офис после длинных праздников или отпуска, преодолеть «страх чистого листа» или взяться за сложный проект зачастую бывает очень сложно: соблазны поджидают буквально на каждом шагу. Увы, очередная чашка кофе не сделает вас бодрее или продуктивнее. Но прокрастинацию можно побороть. Учимся у Толстого, Эйнштейна и Франклина, каждый из которых был подлинным гением в своей области. Их советы будут полезны даже людям, хорошо знакомым с многозадачностью. В конце концов, в сутках у них было столько же часов, сколько и у нас.
Как создать роман на века за несколько месяцев
Если вам кажется, что все писатели ждали вдохновения, чтобы написать шедевр, то вы глубоко ошибаетесь. Почти каждый литератор знает простую истину: «Не всегда нужно вдохновляться, чтобы писать — иногда вам просто нужно начать писать». Этим же принципом руководствовался Виктор Гюго, пока работал над своим самым известным произведением — «Собором Парижской Богоматери». К тексту писатель приступил в начале осени 1830 года — он купил бутылку чернил, которой хватило аккурат на пять с половиной месяцев упорной работы. Совпадение занятное: Гюго даже подумывал иначе озаглавить роман: «Что содержится в бутылке чернил». Вдохновения он не ждал, работал методично, поначалу даже заставляя себя.
Жена писателя, Адель Гюго, вспоминала, что ее супруг запер платяной шкаф со всей одеждой, чтобы не поддаться соблазну выйти на улицу, укутался в фуфайку из серой шерсти, которая была ему чудовищно велика, и «вошел в свой роман, как в тюрьму». Он тосковал по прежней жизни, но вернуться к ней не мог — требовательный издатель настаивал, чтобы рукопись была сдана к 1 февраля 1831 года. В противном случае Гюго был вынужден выплатить огромную неустойку. Отсюда и жесткий график, который писатель установил себе сам: рабочий стол он покидал только для еды и сна, а единственным его утешением были беседы с друзьями, которые периодически заглядывали к чете Гюго после обеда. Впрочем, писатель быстро втянулся в творческий процесс и закончил роман даже раньше оговоренного срока: точка в рукописи была поставлена 14 января 1831 года. И вновь тоска овладела Виктором Гюго, но теперь от необходимости попрощаться со своими героями, ставшими ему почти родными — с Эсмеральдой, Квазимодо, Фролло и Фебом.