Денис Провалов не только альпинист, но и спелеолог с мировым именем

Зеркало МираРепортаж

«Жить нужно на позитиве!»

Так считает наш гость номера, спелеолог и альпинист с мировым именем, спортсмен, преподаватель и профессиональный фотограф – Денис Провалов

Беседу вел Ильдар Бедретдинов

Денис Провалов не только альпинист, но и спелеолог с мировым именем. Расскажи, как все начиналось?

– О, начиналось все достаточно логично и просто, именно так, как это было и есть у всех людей. В детстве мне всегда нравилось ходить в походы. И первые походные мероприятия были вместе с мамой. Мы ходили на лыжах, меня всегда это завораживало и очень нравилось. В дальнейшем хотелось какого-то логического продолжения, чего-то нового, чего-то другого и интересного. Вот так все начиналось.

Евгений Николаевич Горстков, тренер секции бокса, в которой занимался Денис Провалов во Дворце спорта «Крылья советов». smartik.ru

Как и все мальчишки, я был активным, на коньках много катался, в футбол играл с друзьями, в хоккей, ну, конечно, и драться приходилось мальчишками. А тут встретил одноклассников. Они шли записываться в секцию дзюдо. И я к ним присоединился. Нас в дзюдо не приняли, сказали: и без вас народу хватает – тогда мы пошли все на бокс. Потом они отсеялись, а я остался…

Я попал к тренеру Евгению Николаевичу Горсткову. Выдающийся наш тяжеловес, великолепный человек, с которым всегда очень приятно было общаться. И мне занятия боксом очень нравились, это была действительно какая-то очень светлая часть жизни. Хотя вроде бокс – жесткий спорт и не прощает ошибок, но мне действительно нравилось то, чем я занимался.

Тренировка деской спелеосекции. smartik.ru

– Вот ты тринадцать лет занимался боксом – и что случилось, когда ты вдруг увлекся спелеологией?

– Дело в том, что в какой-то момент я понял, что, может быть, уже не смогу показывать результаты, которых от меня ждут. Мне очень нравилось заниматься боксом, тренироваться у выдающегося тренера, и сам я видел себя в будущем тренером.

Всегда будучи на каких-то сборах или соревнованиях, я много читал и таскал с собой различные книги, у меня как у спортсмена всегда было время на восстановление, и я тратил его на чтение. Случайно мне попались книжки по альпинизму, о горах, о том, как шло покорение Гималаев. В Советском Союзе издавался толстый такой ежегодник – «Побежденные вершины», и там было очень много интересных статей по альпинизму. Его я читал с большим удовольствием, взахлеб, можно сказать. И когда я задумался о завершении своей основной деятельности как спортсмена, то решил, что надо пойти и записаться в какое-то общество, где моя спортивная подготовка наверняка пригодилась бы, и, наверное, альпинизм – это самое то…

Гуляя как-то с моим другом по Москве, мы увидели объявление, приглашавшее молодых людей в школу альпинизма. В свердловском районе Москвы мы нашли клуб туристов, там нужная нам секция и была, и мы туда пришли… Открыли дверь, а там сидят симпатичные мальчишки и девчонки, смеются, везде какие-то узлы, веревки, карабины, и все так здорово... И я спросил: «Здесь в горы ходят?» – Мне ответили: «Здесь! Заходи, парень!». И мы записались в секцию и пришли на первую тренировку, которая проходила в парке Сокольники. Потренировались, попрыгали… А мы с товарищем имели очень хорошую спортивную форму и считали себя профессиональными спортсменами и немножко свысока посматривали на ребят, которые занимались в этой секции. Нам показали, как подниматься по закрепленным веревкам, и нас это очаровало, мы стали приезжать на эти тренировки. Тренировки проходили нечасто, не более двух раз в неделю, на одной мы бегали, на другой, обычно в выходные, занимались технической подготовкой со снаряжением. Эта была весна, и все занятия проходили на улице.

А через некоторое время я выяснил, к своему удивлению, что, оказывается, это не секция альпинизма, а секция спелеологии. И тренируются спелеологи примерно так же: бегают и лазят по веревкам и занимаются скалолазанием на каких-то разрушенных строениях из красного кирпича, тогда ведь скалодромов не было в Москве – это был восемьдесят девятый год. Лазили по развалившимся зданиям, хватались за кирпичи да какие-то зацепки, или по веревкам, которые вешались либо на старых вышках, либо на деревьях, например, на Воробьевых горах. Все было очень похоже, и до конца я не осознавал вообще, куда попал. И тут предложили: «Хочешь поехать летом в экспедицию?».

Лагерь Перемычка (1990 м), Дмитрий Федотов и Дмитрий Викарчук

Поехал. И только тогда я понял, в какую секцию мы записались – спелеологическую. В этой экспедиции меня все поразило: лагерь, подземная связь, строгий начальник... Так и затянуло. В спелеологии ты никогда не знаешь, чем все закончится. Можешь только предполагать.

Попав в эту экспедицию, я понял, что в спелеологии есть уникальная возможность для любого из нас участвовать в первопрохождении пещеры, то есть открывать что-то новое и совершать реальные географические открытия. Это, конечно, сильно захватывает, да и потом, команда у нас подобралась классная. Руководил нами известнейший московский спелеолог Александр Петрович Ефремов, а экспедиция наша занималась исследованием пещерной системы (это когда у пещеры несколько входов) имени Владимира Илюхина, на тот момент глубина этой системы была 1240 метров.

Конечно же, участие в этой экспедиции мне очень понравилось, да и коллектив, как я уже сказал, был отличный. В итоге это так сильно меня поразило, что для себя я понял: это та вещь, которой точно стоит заниматься и отдавать себя ей полностью.

О горах мы, конечно, не забывали, так как спелеологи просто обязаны уметь относительно уверенно лазить по скалам, владеть в совершенстве веревочной спелеологической техникой, которая не очень далека от альпинистской. Понятно, что специалист отличит, что многие технические моменты у спелеологов и альпинистов сильно различаются, но для простого обывателя, кажется, это примерно одно и то же.

Олег Климчук, Черный колодец, меандр Улыбка

Спелеология еще вот каким образом пересекается с альпинизмом. Все глубокие пещеры – а меня вообще интересовали и сейчас интересует глубокие пещеры – находятся в горах, причем в относительно высоких, где базовый лагерь экспедиции размещается на высотах 2200–2500 метров, а иногда и выше, например, на массиве Арабика (Западный Кавказ, Абхазия). Как ни крути, прежде чем попасть в пещеру, спелеологам нужно попасть в горы, а дальше они спускаются в пещеры, а альпинисты поднимаются к вершинам. В общем, хотя техника разная, в принципе какие-то общие черты есть.

– Педагогический институт – это осознанный выбор?

– Ну да! Мне вообще всегда нравилось учить детей, и я очень любил водить подрастающее поколение в походы, экспедиции. У меня был очень хороший друг, который преподавал в школе, и я часто приходил и помогал ему.

Первая моя работа – преподаватель физического воспитания в школе № 123, напротив театра имени Маяковского. И кроме обычных учебных часов мы там организовывали различные дополнительные интересные мероприятия для детей. Уже по окончании университета я работал в школе, и мне всегда очень нравилось общаться с детьми. Потом я много лет работал во Дворце творчества детей на Миуссах, возглавлял туристический отдел, был почти настоящим начальником, и мы водили детей в походы, устраивали для них совершенно уникальные мероприятия. Сейчас, по прошествии многих лет, я думаю: «Господи! Как же все было непросто, прежде всего для моей нервной системы, как же я вот так проводил тренировки с большим количеством детей?». Тут с сотрудниками МЧС провожу занятие, стараюсь не больше шести человек в зале на веревках тренировать, иначе это может быть просто опасно, а с детьми мог провести тренировку до пятнадцати человек. И как-то удавалось…

Лед в пещере

Но в этих тренировках, походах и экспедициях мне всегда помогали мои друзья-спелеологи. Они были членами нашей уже сформировавшейся спелеологической команды, и все были вовлечены в этот процесс. Мы работали с детьми и успешно контролировали процесс и общую безопасность, и в этот процесс обеспечения безопасности включали детей.

Школьники следили друг за другом, также помогая и обучая друг друга. Когда мы устраивали детские экспедиции или походы, у нас всегда было много взрослых людей в составе. Например, одиннадцать лет подряд мы организовывали учебные спелеологические сборы для школьников в Крыму на массиве Караби-яйла, в которых дети совершенствовали свои навыки в спелеологии. Вначале дети были новичками, получив опыт, уже следующим летом сами помогали новичкам, а потом они взрослели и руководили младшими, обучали их. Этот процесс обучения мне очень нравился, и если бы была такая возможность, я вернулся бы к этому снова.

– И получились из них спелеологи?

– Да, получились! Причем очень много отличных спелеологов. Я со многими дружу, слежу за их жизнью, и мы очень часто общаемся. Они все уже состоявшиеся люди, но я не могу представить их взрослыми людьми, у некоторых по трое детей, а я иногда с них по-прежнему строго спрашиваю. Меня это даже сильно расстраивает, но ничегошеньки с этим сделать не могу.

Мы часто вместе организовываем экспедиции, тренируемся, встречаемся на каких-либо вечеринках и так далее, и наше общение продолжается.

Входной колодец пещеры New cave

– Звание Учитель года ты получил в 1997 году. Просто так такое звание не получить. Здесь без души никак. Мне кажется, ты очень любишь детей, и они тебя за это уважают.

– Ну, наверное, здесь и то, и другое. Думаю, у нас были такие взаимоотношения, которые позволяли нам уважать друг друга, такие родительско-партнерские, и то, что до сих пор поддерживаются дружеские отношения с бывшими учениками, это приятно.

А вот со званием «Учитель года» все случайно произошло, опять же во Дворце творчества в Миуссах. У нас была строгая завуч Людмила Ивановна, и я как-то к ней пришел подписать какие-то бумажки, а она попросила меня провести открытый урок. Провести открытый урок – это вообще на раз, но тут мне показалось подозрительным, что слишком много важных дяденек и тетенек пришло к нам на урок… Позже, конечно, выяснилось, что, оказывается, это был первый этап конкурса «Учитель года». Я прошел стадию конкурса в нашем Центральном округе и попал на общемосковский конкурс, ну и пошло-поехало. Честно говоря, я думал, что когда-то мне все-таки надо выбраться из этой истории, и ждал того момента, когда «вылечу». Но в 1997 году как-то вот случилось, что я выиграл этот конкурс в Москве в номинации «Дополнительное образование». До сих пор не могу понять, как это случилось. Наверное, жюри действительно удивило, что я рассказывал о чем-то странном и малопонятном, о спелеологии и пещерах, и о том, с каким удовольствием дети занимаются этим.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Загадки Третьего рейха Загадки Третьего рейха

Аненербе – самая таинственная организация в новейшей истории человечества

Зеркало Мира
3 вопроса, которые не позволят плохим мыслям управлять вашим поведением 3 вопроса, которые не позволят плохим мыслям управлять вашим поведением

Как избавиться от навязчивых негативных мыслей?

Psychologies
Письмо редактора Письмо редактора

Очень часто закулисье оказывается даже интереснее самого представления

Men Today
5 причин, почему «Клан Сопрано» — великий сериал, изменивший современное телевидение 5 причин, почему «Клан Сопрано» — великий сериал, изменивший современное телевидение

Чему современные сериалы научились у «Клана Сопрано», в чем не смогли превзойти

Правила жизни
Вопрос/Ответ Вопрос/Ответ

Почему взрываются сверхновые и бывают ли у животных свои домашние животные?

Вокруг света
«Оружие было отличным» «Оружие было отличным»

В Войне Судного дня советское оружие сражалось против американского

Дилетант
Как не спать всю ночь, если очень надо, а кофе уже не лезет Как не спать всю ночь, если очень надо, а кофе уже не лезет

Можно ли договориться с организмом и выпросить у него всего одну бессонную ночь

ТехИнсайдер
Я — сноб: художник Андрей Волков Я — сноб: художник Андрей Волков

Художник Андрей Волков — о практике беспредметного искусства

СНОБ
Сага о доме Сага о доме

Масштабный проект загородного семейного особняка в стиле американской классики

SALON-Interior
Мы долгая битва друг с другом Мы долгая битва друг с другом

Сериал «Эхо»: от традиционных супергероев к коренным

Weekend
Юки-онна: как героиня японской мифологии вдохновляет создателей аниме и покемонов Юки-онна: как героиня японской мифологии вдохновляет создателей аниме и покемонов

Почему японская Снежная королева не подчиняется патриархальным традициям?

Forbes
Ударить подушку, обнять питомца, облиться водой: 22 способа справиться с гневом Ударить подушку, обнять питомца, облиться водой: 22 способа справиться с гневом

Как просто, но эффективно бороться с гневом

Inc.
Какие места в самолете самые безопасные: мнение экспертов Какие места в самолете самые безопасные: мнение экспертов

Какие места в самолете лучше выбирать?

VOICE
Училась по книгам, сбежала из дома: как женщины добивались права заниматься наукой Училась по книгам, сбежала из дома: как женщины добивались права заниматься наукой

Как женщины «обходными путями» пробивались в науку?

Forbes
Дольмены. Неразгаданная тайна древней цивилизации Дольмены. Неразгаданная тайна древней цивилизации

Для чего дольмены строили наши древние предки, в чем заключалась их роль?

Зеркало Мира
«Пацаны не извиняются»: 6 актеров из «Слова пацана», за которыми стоит следить «Пацаны не извиняются»: 6 актеров из «Слова пацана», за которыми стоит следить

Актеры из «Слова пацана»: как проходил кастинг и съемки, что им дал сериал?

Правила жизни
Вдыхаемые наносенсоры помогут определить рак легких на ранней стадии Вдыхаемые наносенсоры помогут определить рак легких на ранней стадии

Ученые разработали систему скрининговой диагностики рака легких

N+1
Денис Джонсон: «Дымовое древо». Отрывок из романа Денис Джонсон: «Дымовое древо». Отрывок из романа

Отрывок из мощной, маскулинной прозе об ужасах войны во Вьетнаме

СНОБ
Блокировка дифференциала: чтобы ехать увереннее и быстрее Блокировка дифференциала: чтобы ехать увереннее и быстрее

Как работает блокировка дифференциала

РБК
Свинец и кальций указали на возраст и историю использования папируса Свинец и кальций указали на возраст и историю использования папируса

Ученые смогли по составу чернил различить папирусы разного возраста

N+1
Как фитнес-приложения могут навредить психике и какие принесут пользу Как фитнес-приложения могут навредить психике и какие принесут пользу

Приложения для здоровья могут привести к ухудшению физического состояния

РБК
«Не жили богато, нечего и начинать»: 7 поговорок, программирующих бедность «Не жили богато, нечего и начинать»: 7 поговорок, программирующих бедность

Поговорки, которые не дают выбраться из нищеты

Psychologies
Мегалодоны постройнели и удлинились в новой реконструкции Мегалодоны постройнели и удлинились в новой реконструкции

Мегалодоны вероятно, были более изящными, чем современные белые акулы

N+1
«Слишком притчевые, хулиганские и русские»: как «Смешарики» с «логикой Винни-Пуха» выходили в Китай, Германию и США «Слишком притчевые, хулиганские и русские»: как «Смешарики» с «логикой Винни-Пуха» выходили в Китай, Германию и США

Чем Смешарики не угодили немцам и чего лишились из-за кризиса 2008 года?

VC.RU
Маски шоу: история легендарных советских художников Кукрыниксов Маски шоу: история легендарных советских художников Кукрыниксов

Как Кукрыниксы стали легендарными художниками?

Правила жизни
Как корректно попросить у партнера справку о ЗППП? 5 вопросов и ответов сексолога Как корректно попросить у партнера справку о ЗППП? 5 вопросов и ответов сексолога

Как корректно поговорить на деликатную тему ЗППП?

Psychologies
Покупка пятого поколения Subaru Outback (2014-2019) Покупка пятого поколения Subaru Outback (2014-2019)

На что обратить внимание, покупая Subaru Outback (2014-2019)?

4x4 Club
Чистота — залог похода: как сделать мыло из подручных средств Чистота — залог похода: как сделать мыло из подручных средств

Как сделать мыло в походных условиях, которое отмоет котелок

ТехИнсайдер
«Я в домике» «Я в домике»

Что такое дефлексия и в чем особенности этого защитного механизма

Лиза
Нужно ли вашей машине малозольное масло: простой ответ на сложный вопрос Нужно ли вашей машине малозольное масло: простой ответ на сложный вопрос

Зачем придумали малозольные масла, в чем их минусы и плюсы?

ТехИнсайдер
Открыть в приложении