Доктор холодных морей
В мореходной книжке Олега Бубича, врача-хирурга из Мурманска, отметки о плаваниях на «промысловике», ледоколе сопровождения и прокладки, аварийно-спасательном судне. Самый продолжительный рейс — 145 дней, на круг за год набиралось 320, акватории — Норвежское, Гренландское, Северное, Баренцево, Карское моря. На берегу Олег практикует в одной из частных клиник, недавно получил дополнительное образование по специальности «Врач-эндоскопист». О том, чем приходится заниматься судовому врачу, столь важной фигуре в экипаже, мы попросили его рассказать нашему журналу.
Олег, как вы оказались на флоте?
На пятом курсе Петрозаводского медицинского университета я познакомился с врачом, занимающимся, как мы тогда шутили, «работорговлей», — предлагающим различные вакансии. Он заведовал в мурманской больнице отделением судовой медицины. Озвучил перспективы работы в море: заработная плата хорошая, а деньги тратить некуда. Постдипломное образование в России дорогое, поэтому раздумывал я недолго...
Расскажите, пожалуйста, тем, кто засиделся в поликлиниках и рвется вкусить романтику плаваний: что нужно, чтобы стать судовым врачом? Какие компетенции, документы?
Требуется закончить ординатуру по специализации «Врачтерапевт», ординатуру или интернатуру по специальности «Врач общей практики» или «Врач-хирург». Я заканчивал интернатуру по хирургии. Защитив диплом, поехал в Мурманск, устроился там в больницу и начал собирать документы. Помимо получения мореходной книжки и удостоверения личности моряка, нужно было пройти курсы SOLAS (Международная конвенция по охране человеческой жизни на море. — Прим. ред.) по обеспечению живучести судна и безопасности экипажа. Вот, собственно, и все.
На каком судне в обязательном порядке должен присутствовать врач? Каковы нормативы?
Судовой врач по штату положен при экипаже от 45 человек, а также при иной численности команды на судах специального назначения, длительное время находящихся в автономке, вдали от берега.
Ваше заочное знакомство с экипажем происходит еще на берегу? Вы ведь наверняка изучаете санитарные книжки, делаете для себя какие‑то пометки: кому таблетку напомнить выпить, кому лишний раз давление измерить?..
Да, все санитарные книжки находятся у меня в кабинете либо у капитана (в отсутствие врача за состояние экипажа отвечает второй помощник капитана). Я беру людей под свое крыло сразу. В экипаж попадают ведь и довольно возрастные специалисты. Бывает, человек не слишком тщательно следил за своим здоровьем на берегу, медкомиссия что-то недоглядела, и уже в плавании приходится вместе с ним вспоминать про назначенные ему гормональные препараты, про средства от повышенного давления…
С какими болезнями приходится сталкиваться в море?
Болезни самые разные. Однажды рвал зуб. На «промысловиках» частое заболевание, связанное со спецификой работы в резиновых перчатках и в условиях постоянной сырости, — панариций, так что доводилось ногти снимать. Холод провоцирует воспаление суставов. Нередки производственные травмы: глубокие порезы во время разделки рыбы, падения на острые предметы во время шторма, — поэтому иглы и шовный материал далеко не убираю. Случаются травмы из-за несоблюдения техники безопасности, отравления из-за собственной глупости (поймал втихаря рыбу, плохо просолил у себя в каюте, как следствие — расстройство пищеварения). Приходят и с деликатными вопросами, например с геморроем. Попробуй-ка потаскать на волнении кастрюлю с супом, сваренным на два дня на весь экипаж! Время от времени решаю и женские проблемы. Работа в условиях постоянной полярной ночи, когда солнца не видишь вообще, — отдельная история. Вечером перед штормом небо озаряет красивейшее северное сияние, а наутро вся команда лежит пластом. Приходит парень 20-летний, а у него гипертония. Как так?! А потом становится плоховато мне, меряю давление и понимаю: «Так вот вы какие, метеочувствительные люди!»