О создании комплексной системы и развитии аграрной грузовой логистики

АгроинвесторБизнес

Разворот с Запада на Юго-Восток

О создании комплексной системы и развитии аграрной (и не только) грузовой логистики России и сопредельных стран

Евгений Иванов

Shutterstock

За последние почти 35 лет нашей стране удалось сделать большой прорыв в плане развития торговли со всем миром и реализовать немало инфраструктурных и логистических проектов. Однако объемы как экспорта, так и импорта пока сдерживаются все-таки недостаточной развитостью транспортной сети, нехваткой парка машин, вагонов и судов, высокими тарифами на перевозку продукции и т . д. Между тем потенциал логистики России велик и в некоторых важных точках уже имеет основу для дальнейшего развития/восстановления. Планы и проекты по расширению транспортной и инфраструктурной сети тоже есть, но для их скорейшей реализации необходимы должный уровень конкуренции и всесторонняя поддержка, считает автор этой статьи.

Развитая и недорогая логистика в первую очередь актуальна именно для аграрных грузов, бо́льшая часть которых стоит весьма немного и в разы меньше, чем, например, нефть, металлы и т. д. Дешевые грузы в мире, как правило, стараются лишний раз не переваливать, не менять вид транспорта, не использовать слишком большие расстояния и объезды. Подобную продукцию много, дешево и далеко перевозят обычно по воде, а если по суше, то прежде всего по железной дороге. Однако в большинстве регионов России и сопредельных стран на многих направлениях даже базовая логистическая инфраструктура не создана по сей день.

Фарватером российской грузовой логистики за пределами трубопроводного транспорта является в первую очередь экспорт малопереработанного сырья (чаще всего угля) именно через глубоководные порты Балтийского, Черного, Японского и Баренцева морей, куда продукция поставляется в основном по железной дороге на весьма значительные расстояния. Остальные грузы, направления и виды транспорта в тоннаже гораздо менее значимы для России и требуют дополнительного внимания и развития.

Водные артерии страны

Так, в последние 35 лет в России явно недооценивается важность внутренних водных путей, в первую очередь рек Дон, Волга и их притоков (включая и Волго-Каспийский канал). Грузоперевозки по внутренним водным путям страны сократились с советских пиков примерно в шесть раз. Из отчета Счетной палаты по реализации стратегии развития внутреннего водного транспорта до 2030 года следует, что низкая загрузка отечественных рек связана с отсутствием двух важных гидроузлов — Нижегородского на Волге и Багаевского на Дону (срок завершения их строительства был перенесен с 2020–2021 годов на конец 2024-го, общая стоимость двух проектов — 50 млрд руб.). По информации ведомства, на начало 2022 года всего в России эксплуатировалась сеть внутренних водных путей протяженностью почти 102 тыс. км, проходящая вдоль 60 регионов. В то же время на речной транспорт приходится лишь около 2 % общего грузооборота страны.

Если же обеспечить максимально круглогодичную навигацию (по крайней мере на южной подкове: Астрахань — Ростов через Волго-Дон), необходимые глубины на всех маршрутах и достаточное финансирование поддержания общей инфраструктуры грузовых речных перевозок, то это, во-первых, сохранит автодороги от огромного объема тяжелых и массовых грузов (нигде больше в мире их не возят на машинах так далеко, как в России), а во-вторых, увеличит экспорт, налоги, зарплаты, инвестиции и обеспечит существенный дополнительный рост экономики многих логистически пока несильно развитых и часто экономически длительно депрессивных районов вдоль Дона, Волги и их притоков.

Для кратного увеличения перевозок грузов по рекам остро необходимо скорейшее завершение модернизации Багаевского и Нижегородского гидроузлов. Это обеспечит здесь необходимый для судоходства уровень глубин, которого давно не хватает. Нужен также достаточный и конкурентный парк современных контейнеровозов и сухогрузов класса ВолгоДонМакс — дедвейт 8144 т в море / 5320 т в реке без использования критических компонентов из недружественных стран.

На ж/д уголь пока в приоритете

Крайне актуальный для России в последние годы разворот логистики с Запада ограничен почти отсутствующей на Юге и сильно неразвитой логистикой на Востоке, в первую очередь по железной дороге (из-за низкой пропускной способности и дороговизны). На примере муки, крупы, сахара и другого готового продовольствия в последние 30 лет можно отметить, что самые массовые поставки из нашей страны в бывшие союзные республики, а также в Монголию, КНДР, Китай, Афганистан, Иран, Турцию (ранее еще и в Финляндию, Румынию, Венгрию, Словакию, Польшу и Швецию) идут по ж/д колее 1520. В Китай ж/д экспорт проходит частично через Казахстан (Алтынколь — Хоргос и Достык — Алашанькоу) и Монголию (Наушки). Поставки в Ирак и Афганистан — через Азербайджан по железнодорожной ветке Самур — Астара с перегрузкой на фуры в Иране.

Однако становой «хребет» российской экономики — РЖД — уже несколько десятилетий забит экспортным углем — чаще из Кемерово в порты всех морей. Уголь стоит порой $40-60/т (FOB), что в пересчете на шахту означает продажу «недр Родины» почти по стоимости транспортировки (относительно цены у потребителя в условном Вьетнаме). Аналогичная история бывает и с вывозом из России, например, мелассы. Принципиальное решение угольных пробок РЖД — перевод экспорта угля из первого во второй класс грузов и снижение его приоритета на Восточном полигоне до одного из последних.

С 2019 года РЖД и вовсе работает на пике своих возможностей за счет удвоения расстояний перевозки и сокращения вдвое объемов погрузки по сравнению с советскими пиками. Помимо этого, на всей сети РЖД давно не хватает локомотивной тяги — и локальной, и межрегиональной. Кроме того, за последние 35 лет разобраны многие локальные ж/д линии, в том числе не РЖД, которые, собственно, и формировали ранее грузовую базу данной компании.

Для понимания масштаба задач, которые необходимо решить для развития ж/д сети, важно отметить, что объем общего экспорта/импорта России сейчас составляет около 1 млрд т, в то время как пропускную способность Восточного полигона только собираются поднять на уровень примерно 200 млн т, а международный транспортный коридор «Север — Юг», так и вовсе не более 20 млн т. Многие важные участки сети РЖД и сопредельных стран остаются однопутными и неэлектрифицированными.

Чтобы нарастить объем отгрузок через железнодорожные пути, России требуются не высокоскоростные ж/д и другие сверхдорогостоящие проекты «виртуального будущего», а в первую очередь современные авто- и ж/д подходы с должной пропускной способностью к каждому терминалу каждого порта России всех морей (включая и речные), а также и к каждому авто и ж/д переходу со странами Азии.

Источники: РЖД, открытые данные

Таким образом, агросектор России в плане развития железной дороги заинтересован прежде всего в скорейшем завершении всех работ, включая смежные, по северному обходу Краснодара и прямой дороге до Севастополя (Владиславовка — Остряково в обход Джанкоя), в строительстве современной Юго-Восточной ж/д хорды Волжский — Паласовка — Ершов — Пугачев (то есть создании прямого пути Волгоград — Уфа), прямого ж/д хода Елец — Воронеж и модернизации всей линии Москва-Павелецкая — Новороссийск, а также современной железной дороги в Иране (подходы к портам Энзели и другие, ветка Астара — Решт). Желательно также провести спрямление железнодорожных путей Саратов — Ростов: Иловля — Суровикино и Тацинская — Шахты — и создать ж/д обход Казахстана через путь Коновалово — Называевск — Татарская.

Стратегически России требуется еще одна меридиональная железнодорожная трасса юг — север, кроме существующих дорог Краснодар — Ростов — Воронеж и Астрахань — Волгоград — Саратов в районе 42–43 градусов восточной долготы. Она позволит подстегнуть развитие сильно недоосвоенных районов множества регионов. Также дорога может задействовать многочисленные существующие тупиковые и транзитные участки ж/д, например такой, как Джегута — Черкесск — Зеленчук — (Невинномыск) — Ставрополь — Красногвардейское — Сальск — Морозовск — Вешенская — Урюпинск — Поворино — Мучкап — Инжавино — Иноковка — Вернадовка — (через Земетчино) — Кустаревка — Выкса — Муром — Вязники — Вичуга — Кинешма — Заволжск — Галич. Данная железнодорожная ветка может запустить развитие/возрождение большой территории между Морозовском и Муромом — Галичем, стимулировать экспорт через южные порты России, повысить связность районов 16 регионов (Карачаево-Черкесии, Ставрополья, Краснодарского края, Ростовской, Волгоградской, Воронежской, Тамбовской, Пензенской, Рязанской Нижегородской, Владимирской, Ивановской, Костромской областей, а также Мордовии), разгрузить транспортные потоки на ветках Краснодар — Ростов — Воронеж и Астрахань — Волгоград — Саратов.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Энергетика: маневры за перекрестком Энергетика: маневры за перекрестком

Масштабы перекрестного субсидирования в энергетике сильно преувеличены

Монокль
Яйца: со Cветлой Пaсхoй! Яйца: со Cветлой Пaсхoй!

Обычай раскрашивать и дарить яйца на Пасху еще более древний, чем сам праздник

КАНТРИ Русская азбука
Почему собаки и кошки дергаются во сне Почему собаки и кошки дергаются во сне

Разгадываем сонные тайны наших питомцев

Maxim
Что такое адсорбер: из чего состоит и как проверить его работоспособность Что такое адсорбер: из чего состоит и как проверить его работоспособность

Зачем нужен современному автомобилю адсорбер и на что он влияет

РБК
В ногу со временем В ногу со временем

70 лет «Минскому заводу колесных тягачей»

Обозрение армии и флота
Елей: лей-лей, не жaлей Елей: лей-лей, не жaлей

В каких ситуациях вне храма может помочь чудодейственное масло — елей

КАНТРИ Русская азбука
Сверху вниз Сверху вниз

Чтобы добраться до лучших точек с панорамными видами, порой приходится попотеть

2Xplore
Идеальный секс проходит 7 стадий — а у вас нигде нет сбоя? Идеальный секс проходит 7 стадий — а у вас нигде нет сбоя?

Почему может произойти сбой на том или ином из этапов сексуального цикла?

Maxim
«Гуслица»: творческая усадьба на территории мануфактуры «Гуслица»: творческая усадьба на территории мануфактуры

Вдали мегаполиса энтузиасты развивают на историческом месте новую арт-резиденцию

Psychologies
Фонотека Фонотека

Как изобразительное искусство и арт-колледжи повлияли на развитие поп-музыки

Правила жизни
Быстрее, выше, сильнее: лучшие фильмы и сериалы про олимпийские соревнования Быстрее, выше, сильнее: лучшие фильмы и сериалы про олимпийские соревнования

Вдохновляющие сериалы и фильмы про Олимпийские игры

Правила жизни
«Все побежали, и я побежал» «Все побежали, и я побежал»

Что такое конформность в психологии

Лиза
Пора лезть на стену Пора лезть на стену

Паркур от первого лица

Men Today
Как табачные компании приучили женщин курить через идеи феминизма Как табачные компании приучили женщин курить через идеи феминизма

Как капитализм благими намерениями приучил женщин курить

Maxim
6 ловушек, которые мешают нам проживать свою жизнь счастливо 6 ловушек, которые мешают нам проживать свою жизнь счастливо

Почему мы позволяем стереотипам мешать нам жить?

Psychologies
Эксперты выявили семь странных форм поведения, связанных с высоким IQ Эксперты выявили семь странных форм поведения, связанных с высоким IQ

Привычки и стиль жизни, которые связывают с гениальностью

ТехИнсайдер
Скажи мне, кто твой друг Скажи мне, кто твой друг

Национальные парки, экофермы, питомники с редкими животными: топ-12 таких мест

2Xplore
Катастрофа на озере Ниос: как токсичная вода за ночь унесла жизни 1746 африканцев Катастрофа на озере Ниос: как токсичная вода за ночь унесла жизни 1746 африканцев

Трагедия на озере Ниос: что произошло с обычным водоемом в тот жуткий день?

ТехИнсайдер
Как будут развиваться города северо-запада РФ до 2035 года Как будут развиваться города северо-запада РФ до 2035 года

Что такое мастер-планы по развитию и какими они будут для разных городов

ФедералПресс
Сад против времени. В поисках рая для всех Сад против времени. В поисках рая для всех

Глава из сборника Оливии Лэнг «Сад против времени. В поисках рая для всех»

Правила жизни
Эмоциональный инцест: 4 признака, что вы слишком близки с ребенком Эмоциональный инцест: 4 признака, что вы слишком близки с ребенком

Где та грань, за которой близость с родителями становится нездоровой?

Psychologies
Отчимы и мачехи: как воспитывать «чужих» детей Отчимы и мачехи: как воспитывать «чужих» детей

Как принять и полюбить детей партнера из прошлых отношений?

Psychologies
«Наша награда очень справедлива» «Наша награда очень справедлива»

NILETTO, Олег Майами и Лёша Свик — о совместной работе в «ЕКБойз»

ЖАРА Magazine
Николай Горинович: изуродованный революционер, ставший праведником Николай Горинович: изуродованный революционер, ставший праведником

Николай Горинович был революционером, которого пытались убить его же соратники

СНОБ
Спорт — наш: как сериал Евгения Стычкина «Игры» рассказывает об Олимпиаде-80 Спорт — наш: как сериал Евгения Стычкина «Игры» рассказывает об Олимпиаде-80

Сериал «Игры»: амбивалентная история об Олимпиаде-80

Forbes
Скрытые жиры Скрытые жиры

Ограничивая себя в животных жирах, мы забываем о растительных

Лиза
Эксперт рассказал, как меньше пьянеть! Факты о толерантности к алкоголю Эксперт рассказал, как меньше пьянеть! Факты о толерантности к алкоголю

Почему одни люди могут выпить больше других?

ТехИнсайдер
«Платонов всегда будет современным и никогда не будет актуальным» «Платонов всегда будет современным и никогда не будет актуальным»

Платонов — один из важнейших не только прозаиков, но и мыслителей XX века

Знание – сила
Кто вы в треугольнике Карпмана? Кто вы в треугольнике Карпмана?

Тест: какая роль в треугольнике Карпмана свойственна вам?

Psychologies
Термоэрозия мерзлоты помешает Северному ледовитому океану поглощать углекислый газ Термоэрозия мерзлоты помешает Северному ледовитому океану поглощать углекислый газ

Как таяние многолетней мерзлоты мешает поглощению углекислого газа

N+1
Открыть в приложении