«Окей, бумер»: почему разные поколения так раздражают друг друга
Нашумевший в 2019 году мем «окей, бумер» стал поводом для всего мира поговорить о том, есть ли непримиримая война между поколениями. Коуч и специалист по коммуникациям Ольга Полищук размышляет, можно ли найти «окей, бумера» в российском офисе и почему мы, на самом деле, просто не умеем друг с другом общаться
Краткая история вопроса такова: седовласый американский мужчина говорит на видео о несостоятельности поколения Z, жестко критикуя их идеалистические ценности, приговаривая, что всем когда-то придется «повзрослеть и столкнуться с реальностью». В это время молодая девушка молча слушает нравоучение и пишет на листе бумаги ответ «окей, бумер» — и в конце показывает его камере. Это видео в TikTok. Подобных ему, с набором популярности мема, теперь бесчисленное количество — подростки, и двадцатилетние пародируют старшее поколение за взгляды на климатические проблемы, гендер, игнорирование политических проблем. История стала настолько виральной, что уважаемый The New York Times написал целый материал, где анализирует мерч-толстовки певицы О'Коннор с надписью «окей, бумер» как акт неприятия со стороны 20-летних всего остального мира.
И все бы осталось на уровне массовой культуры, но тут 25-летний член парламента Новой Зеландии Хлоя Суорбрик в своем докладе о климате снова начала эксплуатировать тему конфликта поколений, намекая на средний возраст своих оппонентов и связанную с этим пассивность: «У нас как у молодого поколения нет времени на бездействие, и вообще ваш средний возраст 49 лет, поэтому вы отказываетесь видеть проблемы, про которые я говорю». На молниеносной скорости она обрезала контраргумент коллеги из зала про возраст: «Окей, бумер». Получилось грубо. Новая Зеландия, конечно, находится далеко от России, но карта «ваше поколение — наше поколение» разыгрывается все чаще для того, чтобы отстоять условную правоту.
«Окей, бумер»
«У меня есть инвестор, он дает денег, но ничего не понимает, он человек старой закалки. С ним я должен формально согласовывать процессы, которые происходят в компании. Сейчас у нас период тестирования новых гипотез, и нужно финансовое вливание. И вот я прихожу разговаривать про деньги и натыкаюсь на то, что он просит меня пообещать ему конкретный результат через 4 месяца. И тогда он сможет пообещать конкретные средства. И настаивать на точности. Такое чувство, что я разговариваю с человеком, который привык жить в старой логике купи-продай», — говорит молодой предприниматель. Деньги от инвестора после этого разговора он ждет уже пару недель, списывая задержку на его непонимание ситуации. Но проблема может быть вовсе не в знаниях инвестора о современном мире — а именно в коммуникации.
Люди охотней идут на контакт, когда чувствуют, что их уважают. Представление об инвесторе как о «человеке из прошлого» сильно влияет на изначальную позицию молодого предпринимателя в диалоге. Он снисходителен, превосходство выдает интонация, взгляд, мимика, поза. Инвестор чувствует, что парень крутит фигу в кармане, и не хочет разбираться в теме, идти ему навстречу и может проявлять вредность, жонглируя ресурсами. Деньги задерживаются, проект не получает нужного развития, а в отношения наметился холод, который — вполне возможно — перейдет и на остальные точки соприкосновения в работе.
«Предвзятость в отношении другого применима не только к «зетам» и поздним миллениалам»
«Он приходит ко мне и говорит: «Я недавно летел в самолете и увидел классные раздаточные материалы. Давайте сделаем такую же штуку?». Меня бесит, что он лезет в мою работу, предлагает допотопные решения, будто вечно пытается меня контролировать», — жалуется на 45-летнего коллегу 26-летний директор по маркетингу крупной компании. Коллега — ее номинальный руководитель, которого после реструктуризации по оргструктуре департамент маркетинга отнесли к ее подразделению, и теперь ему приходится договариваться с амбициозной и самостоятельной девушкой. За полгода он не изменил ни одного документа, который она ему принесла на согласование, поставил печать на все бюджеты без единого вопроса об эффективности и терпеливо слушал все цифры отчетов, которые ее команда озвучивала на совещаниях. Но при этом... директор по маркетингу уверена