Актриса Раиса Максимова в интервью Ренаты Литвиновой

OK!Знаменитости

Звезда с звездою говорит

Идея проекта: Нина Суслович. Фото: Ксения Поггенполь

Актриса МХТ им. А.П. Чехова Раиса Максимова играет в спектакле Ренаты Литвиновой «Северный ветер». В свой 90-летний юбилей она вновь вышла на сцену Художественного театра в роли Вечной Алисы — образе, который ей предложила автор. И такая нежность, такое восхищение были в словах Ренаты, когда она поздравляла после спектакля Раису Викторовну, и с каким почтением та ей отвечала! Это был момент стилистического и интонационного единства двух прекрасных женщин, понимания и любви. Мгновение, которое захотелось остановить и поделиться им с публикой. Так возникла идея этого проекта, когда в роли интервьюера — сама Рената.

Для меня было честью поработать с Раисой Викторовной Максимовой — легендарной актрисой, старейшиной Московского Художественного театра. В моей пьесе «Северный ветер» у ее героини — Вечной Алисы такая фраза: «Говорят, есть две главные вещи в жизни — работа и любовь, но побеждает только работа»... Раиса Викторовна, по-моему, сумела эти две важные вещи совместить. В работе над спектаклем «Северный ветер» она была примером совсем молодым актеркам — тогда еще стажерам из театральной школы. Всегда готова к сцене, знает тексты, никогда не опаздывает, получает удовольствие от работы над ролью. Объединить на сцене актрису-легенду и 17-летних молодых, еще только студентов — вот счастье! Такой веер временной, такая петля, охватывающая целую жизнь, почти век. Меня восхищает одержимое служение профессии, люди, одержимые сильнее всех — даже самых талантливых! Такие и есть самая суть театра.

Раиса Викторовна, свой юбилей вы встречаете на сцене со спектаклем. Вам исполнилось… Можно о возрасте сказать?

Да, можно-можно.

90 лет. Если вы начали работать в театре с 17 лет, то получается, что творческая ваша активность продолжается 73 года. А в каком возрасте вы начали подводить итоги? Я, например, начала подводить итоги в 29 лет почему-то, потом в 30, в 40. Я даже говорила себе, что если я не сниму кино в таком-то возрасте, то моя жизнь… Я бы признала ее неудачной, понимаете? Я себе всегда выставляла какие-то планки. А какая у вас механика своей жизни?

А я итоги никогда не подводила, как-то и не думала о них. И карьеру не строила свою, я в такой простой семье родилась, что и слова такого не знала. Всю жизнь я любила театр и служила ему — вот и вся моя карьера. В 17 лет пришла на профессиональную сцену в Саратовском драматическом театре в качестве вспомогательного состава. Меня взяли без всякой школы — им нужны были совсем молодые девочки, там-то были еще дореволюционные артисты. А через два года режиссер Юрий Петрович Киселёв пригласил в саратовский ТЮЗ — это был любимый в городе театр. Юрий Петрович сделал очень хорошую молодую труппу. И ему нужна была такая артистка, как я, хотя у меня не было никакого образования. В ТЮЗе я, по существу, и начала свою творческую жизнь.

А что в вас было такого, что вас всегда брали? Вы сами как можете себя оценить, кроме красоты?

(Смеется.) Спасибо. Ну, брали, во-первых, потому, что молодая, во-вторых, органичная очень. И видимо, был какой-то дан сверху талант, вот этот уголек в сердце. В ТЮЗе я все сказки переиграла, Джульетту в «Ромео и Джульетте», Изольду в «Тристане и Изольде», в «Слуге двух хозяев» Беатриче. Меня увидел в театре Олег Павлович Табаков. Был он очень театральный мальчик. Вот он просто родился артистом, не выходил из ТЮЗа. (Смеется.) Я с ним познакомилась уже здесь, в Москве. Он потом говорил: «Рая, ты как память моей юности». Ему было 14 лет, а мне 20.

Он вспоминал еще ваши ноги, что он ходил смотреть…

(Смеется.) «Ножки эти...»

А вы были в чем-то обтягивающем?

В «Слуге двух хозяев» Беатриче переодета в мужской костюм, она в лосинах. И ноги хорошо видно было, но и мне 20 лет! Я говорила: «Олег Павлович, ну вы меня смущаете, почему вы всегда об этом вспоминаете?»

Он ценил красивых женщин.

Когда я уже с ним во МХАТе встретилась, он ко мне относился по-особенному. Землячка и «память моей юности». Перед его приходом в наш театр в 2000 году у меня был в некоторой степени провал в актерской профессии: я пять лет при Олеге Николаевиче Ефремове работала заведующим режиссерским управлением в театре, не могла делать никакие роли — эти годы выпали из работы, я играла только те роли, которые у меня оставались. Олег Павлович продлил мою творческую жизнь — так же как и вы, Рената Муратовна, продлили мне ее своим спектаклем.

Спасибо большое. А по какой системе начиная с 17 лет вы работали как театральная актриса?

Cкажу откровенно, что даже Школа-студия наша, очень хорошая, всё равно мне дала меньше, чем практический опыт работы в Художественном театре, когда я встретилась с его мастерами! Алексей Грибов! Он был потрясающий артист, я ему говорила: «Алексей Николаевич, ну вот как вы так можете играть?» «Да просто, Раюшка, — отвечал, — это же очень, очень просто». Но что за этим стояло, какая работа! Вот это и было моей школой — я видела, как играют, как живут на сцене эти артисты. Андровская, Степанова...

Ангелина Степанова для вас была тоже ролевой моделью?

Да, ведь я потом играла за нее Ирину в «Трёх сестрах». И она ко мне очень хорошо, внимательно, по-человечески отнеслась. А могла бы и наоборот.

У вас была какая разница в возрасте?

Лет тридцать, наверное. Я пришла в театр в 26 лет.

И она за 50 играла 18-летнюю Ирину. Вы считаете, это нормально?

Это уже другая история. Ведь и Клавдия Еланская играла Ольгу в «Трёх сестрах» Немировича-Данченко, в этом прекрасном спектакле, а Машу играла Алла Тарасова.

Тарасова? А сколько же ей лет было в 56-м году? Это же боже мой…

Тоже под 60 лет. А в 1956 году рухнул «железный занавес», и открылась дверь в Европу, в мир. Вскоре в Москву приехал английский антрепренер — мистер Добни, очаровательный такой, настоящий джентльмен. Он должен был отобрать у нас в театре чеховские спектакли, чтобы повезти их в Лондон. Посмотрел «Три сестры» и сказал: «Прекрасный спектакль, но у меня одно условие, категорическое: всех молодых героев должны играть молодые артисты». И ввели в спектакль молодежь: Ольгу играла Кирочка Головко, Машу — Маргарита Юрьева, и я — Ирину. И Станицына вывели из «Трёх сестер», и Ливанова, и Массальского — они все еще играли.

И как они это пережили?

А что им было делать? Это был приказ правительства. Но всё равно они в 1958 году поехали в Лондон на гастроли, сделали для себя «Вишнёвый сад» быстро-быстро.

И кто же играл Раневскую — Тарасова?

Ну конечно.

Вы серьезно?

(Смеется.) И в Лондоне вышла статья, что «жирный рябчик прилетел к нам».

А «жирный рябчик» — это Тарасова?

А кто же еще. Может, этого не надо говорить?

Почему не надо, раз так было написано в газете. Я, кстати, знаю, что именно вам Тарасова много чего тормозила в театре, будучи директором и примой. И любимой артисткой Сталина.

Любимой артисткой Сталина, женой Ивана Москвина, который был депутатом Верховного Совета и директором театра вплоть до своей смерти в 1946 году. А в 50-е и 60-е во МХАТе не существовало главного режиссера, и театром руководил триумвират: Ливанов, Станицын и Кедров, у каждого свои, так сказать, труппы. А Алла Константиновна Тарасова была самая главная над всеми, она была директор.

А как ей удалось консолидировать такую власть? С вашей точки зрения, чем она таким обладала?

Она была очень сильной, очень властной. Она же играла в «Петре Первом» императрицу Екатерину I — саму себя играла. И как-то полувсерьез-полушутя сказала нам, артисткам молоденьким: «Учтите, в спальню к мужчине надо входить горничной, а выходить — королевой». В 56-м Таню Доронину, мою однокурсницу, должны были взять в театр, но Алла Константиновна воспротивилась и нашла причину: Таня в это время с кем-то поссорилась, кому-то нагрубила...

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Всё на продажу Всё на продажу

На днях на видеосервисе Start вышел сериал Константина Богомолова «Содержанки»

OK!
Советский модернизм Советский модернизм

Вспоминая архитектурную «перестройку»

Наука и жизнь
Метод Урганта Метод Урганта

Может ли у человека всегда быть хорошее настроение?

OK!
Посмотри правде в глаза Посмотри правде в глаза

Мушки перед глазами, отек, покраснение, резкое снижение зрения — что происходит?

Лиза
Тот самый Карлсон Тот самый Карлсон

Андрей Бурковский по-настоящему успешен на театральной сцене и в кино

OK!
Лайфхаки для рукодельниц: как вшить молнию на одежде Лайфхаки для рукодельниц: как вшить молнию на одежде

Несколько простых и эффективных лайфхаков, которые помогут заменить молнию

Cosmopolitan
7 безумно дорогих покупок российских олигархов 7 безумно дорогих покупок российских олигархов

Иногда загадочная душа олигархов требует широких жестов и дорогостоящих покупок

Maxim
То ли волк, то ли собака То ли волк, то ли собака

Откуда появляются волкособаки?

Наука и жизнь
«Любовь — это всегда про грусть. И секундное счастье» «Любовь — это всегда про грусть. И секундное счастье»

Рената Литвинова берет интервью у своей дочери Ульяны Добровской

OK!
ГИБДД начала охоту на тонировку: сажают на 5 суток ГИБДД начала охоту на тонировку: сажают на 5 суток

С начала года за слишком глухую тонировку наказали 164 280 автомобилистов

РБК
Саша Гудков: «Дальше за нами придет церковь» Саша Гудков: «Дальше за нами придет церковь»

Интервью с участниками коллектива «Чикен Карри»

GQ
Что такое омологированные шины и зачем их покупать? Что такое омологированные шины и зачем их покупать?

Что такое омологированные шины и чем они отличаются от премиальных

Esquire
Андрей Вознесенский: «Я был зациклен тогда на Жаклин» Андрей Вознесенский: «Я был зациклен тогда на Жаклин»

Отрывки из книги «Поэт и леди» о Жаклин Кеннеди-Онассис и Андрее Вознесенском

СНОБ
«Мир сошел с ума от легких денег»: миллиардер Рэй Далио заявил, что капитализм больше не работает «Мир сошел с ума от легких денег»: миллиардер Рэй Далио заявил, что капитализм больше не работает

Мир сошел с ума от легких денег, которыми практически «бросаются из окна»

Forbes
Инфляция раздора. Почему нынешнее правительство ни на что не способно Инфляция раздора. Почему нынешнее правительство ни на что не способно

Почему отечественная экономика пребывает в коматозном состоянии?

СНОБ
Porsche Cayenne Coupé Porsche Cayenne Coupé

Porsche всегда должен вызывать восторг

Playboy
Вышли в тираж Вышли в тираж

Как в Российской империи развивались книгоиздание и печатное дело

Forbes
Суровые сказки севера Суровые сказки севера

Теплое море экзотических стран мы променяли на ветра Северной Норвегии

Лиза
Может ли медитация победить стресс Может ли медитация победить стресс

Как научиться расслабляться?

Vogue
Мария Жук: 5 эффективных инструментов планирования для бизнеса, без которых вам не обойтись Мария Жук: 5 эффективных инструментов планирования для бизнеса, без которых вам не обойтись

Как успевать ходить на йогу, блистать на совещаниях и не забывать о семье

СНОБ
Ирина Ефимова: «Я хочу работать в кругу больших профессионалов» Ирина Ефимова: «Я хочу работать в кругу больших профессионалов»

Рост среди российских предпринимателей и бизнес-вумен набирает обороты

Cosmopolitan
«Как волонтёр помогаю худеть другим» «Как волонтёр помогаю худеть другим»

Похудев, она решила поделиться уникальными знаниями, которые получила

Худеем правильно
Ирина Мальцева: «Каждый съеденный вами гамбургер передаётся потомкам» Ирина Мальцева: «Каждый съеденный вами гамбургер передаётся потомкам»

Наши ближайшие предки могут быть причастны к тому, что мы имеем лишний вес

Худеем правильно
«Буржуазность подразумевает семейные ценности»: владелец бренда Malo о медленной моде «Буржуазность подразумевает семейные ценности»: владелец бренда Malo о медленной моде

Бастиан Марио Стангони о будущем кашемировой индустрии и переменчивой моде

Forbes
Одна вокруг света. Марсианские пейзажи в пустыне Иордании Одна вокруг света. Марсианские пейзажи в пустыне Иордании

52-я серия о кругосветном путешествии москвички Ирины Сидоренко и собаки Греты

Forbes
Пять способов ничего не отморозить Пять способов ничего не отморозить

Почему жители мегаполисов в XXI веке все еще рискуют получить обморожения

Здоровье
Дэниел Крейг – специалист по бубликам без дырки (и с дыркой) Дэниел Крейг – специалист по бубликам без дырки (и с дыркой)

Детектив «Достать ножи» с Дэниелом Крейгом неожиданно оказался сложной сатирой

GQ
Десерт для патриота Десерт для патриота

В Америке тыквенный пирог в день благодарения — символ национальной идентичности

Вокруг света
Cоциализм поколения Z: в чем секрет популярности TikTok Cоциализм поколения Z: в чем секрет популярности TikTok

Почему о TikTok говорят повсеместно, и есть ли у платформы будущее

РБК
Выброшенные 100 млрд: что не так с технологией цифрового ТВ, которую Эрнст назвал «трагической ошибкой» Выброшенные 100 млрд: что не так с технологией цифрового ТВ, которую Эрнст назвал «трагической ошибкой»

Константин Эрнст назвал введение мультиплексов «трагической ошибкой для России»

Forbes
Открыть в приложении