Актриса Раиса Максимова в интервью Ренаты Литвиновой

OK!Знаменитости

Звезда с звездою говорит

Идея проекта: Нина Суслович. Фото: Ксения Поггенполь

Актриса МХТ им. А.П. Чехова Раиса Максимова играет в спектакле Ренаты Литвиновой «Северный ветер». В свой 90-летний юбилей она вновь вышла на сцену Художественного театра в роли Вечной Алисы — образе, который ей предложила автор. И такая нежность, такое восхищение были в словах Ренаты, когда она поздравляла после спектакля Раису Викторовну, и с каким почтением та ей отвечала! Это был момент стилистического и интонационного единства двух прекрасных женщин, понимания и любви. Мгновение, которое захотелось остановить и поделиться им с публикой. Так возникла идея этого проекта, когда в роли интервьюера — сама Рената.

Для меня было честью поработать с Раисой Викторовной Максимовой — легендарной актрисой, старейшиной Московского Художественного театра. В моей пьесе «Северный ветер» у ее героини — Вечной Алисы такая фраза: «Говорят, есть две главные вещи в жизни — работа и любовь, но побеждает только работа»... Раиса Викторовна, по-моему, сумела эти две важные вещи совместить. В работе над спектаклем «Северный ветер» она была примером совсем молодым актеркам — тогда еще стажерам из театральной школы. Всегда готова к сцене, знает тексты, никогда не опаздывает, получает удовольствие от работы над ролью. Объединить на сцене актрису-легенду и 17-летних молодых, еще только студентов — вот счастье! Такой веер временной, такая петля, охватывающая целую жизнь, почти век. Меня восхищает одержимое служение профессии, люди, одержимые сильнее всех — даже самых талантливых! Такие и есть самая суть театра.

Раиса Викторовна, свой юбилей вы встречаете на сцене со спектаклем. Вам исполнилось… Можно о возрасте сказать?

Да, можно-можно.

90 лет. Если вы начали работать в театре с 17 лет, то получается, что творческая ваша активность продолжается 73 года. А в каком возрасте вы начали подводить итоги? Я, например, начала подводить итоги в 29 лет почему-то, потом в 30, в 40. Я даже говорила себе, что если я не сниму кино в таком-то возрасте, то моя жизнь… Я бы признала ее неудачной, понимаете? Я себе всегда выставляла какие-то планки. А какая у вас механика своей жизни?

А я итоги никогда не подводила, как-то и не думала о них. И карьеру не строила свою, я в такой простой семье родилась, что и слова такого не знала. Всю жизнь я любила театр и служила ему — вот и вся моя карьера. В 17 лет пришла на профессиональную сцену в Саратовском драматическом театре в качестве вспомогательного состава. Меня взяли без всякой школы — им нужны были совсем молодые девочки, там-то были еще дореволюционные артисты. А через два года режиссер Юрий Петрович Киселёв пригласил в саратовский ТЮЗ — это был любимый в городе театр. Юрий Петрович сделал очень хорошую молодую труппу. И ему нужна была такая артистка, как я, хотя у меня не было никакого образования. В ТЮЗе я, по существу, и начала свою творческую жизнь.

А что в вас было такого, что вас всегда брали? Вы сами как можете себя оценить, кроме красоты?

(Смеется.) Спасибо. Ну, брали, во-первых, потому, что молодая, во-вторых, органичная очень. И видимо, был какой-то дан сверху талант, вот этот уголек в сердце. В ТЮЗе я все сказки переиграла, Джульетту в «Ромео и Джульетте», Изольду в «Тристане и Изольде», в «Слуге двух хозяев» Беатриче. Меня увидел в театре Олег Павлович Табаков. Был он очень театральный мальчик. Вот он просто родился артистом, не выходил из ТЮЗа. (Смеется.) Я с ним познакомилась уже здесь, в Москве. Он потом говорил: «Рая, ты как память моей юности». Ему было 14 лет, а мне 20.

Он вспоминал еще ваши ноги, что он ходил смотреть…

(Смеется.) «Ножки эти...»

А вы были в чем-то обтягивающем?

В «Слуге двух хозяев» Беатриче переодета в мужской костюм, она в лосинах. И ноги хорошо видно было, но и мне 20 лет! Я говорила: «Олег Павлович, ну вы меня смущаете, почему вы всегда об этом вспоминаете?»

Он ценил красивых женщин.

Когда я уже с ним во МХАТе встретилась, он ко мне относился по-особенному. Землячка и «память моей юности». Перед его приходом в наш театр в 2000 году у меня был в некоторой степени провал в актерской профессии: я пять лет при Олеге Николаевиче Ефремове работала заведующим режиссерским управлением в театре, не могла делать никакие роли — эти годы выпали из работы, я играла только те роли, которые у меня оставались. Олег Павлович продлил мою творческую жизнь — так же как и вы, Рената Муратовна, продлили мне ее своим спектаклем.

Спасибо большое. А по какой системе начиная с 17 лет вы работали как театральная актриса?

Cкажу откровенно, что даже Школа-студия наша, очень хорошая, всё равно мне дала меньше, чем практический опыт работы в Художественном театре, когда я встретилась с его мастерами! Алексей Грибов! Он был потрясающий артист, я ему говорила: «Алексей Николаевич, ну вот как вы так можете играть?» «Да просто, Раюшка, — отвечал, — это же очень, очень просто». Но что за этим стояло, какая работа! Вот это и было моей школой — я видела, как играют, как живут на сцене эти артисты. Андровская, Степанова...

Ангелина Степанова для вас была тоже ролевой моделью?

Да, ведь я потом играла за нее Ирину в «Трёх сестрах». И она ко мне очень хорошо, внимательно, по-человечески отнеслась. А могла бы и наоборот.

У вас была какая разница в возрасте?

Лет тридцать, наверное. Я пришла в театр в 26 лет.

И она за 50 играла 18-летнюю Ирину. Вы считаете, это нормально?

Это уже другая история. Ведь и Клавдия Еланская играла Ольгу в «Трёх сестрах» Немировича-Данченко, в этом прекрасном спектакле, а Машу играла Алла Тарасова.

Тарасова? А сколько же ей лет было в 56-м году? Это же боже мой…

Тоже под 60 лет. А в 1956 году рухнул «железный занавес», и открылась дверь в Европу, в мир. Вскоре в Москву приехал английский антрепренер — мистер Добни, очаровательный такой, настоящий джентльмен. Он должен был отобрать у нас в театре чеховские спектакли, чтобы повезти их в Лондон. Посмотрел «Три сестры» и сказал: «Прекрасный спектакль, но у меня одно условие, категорическое: всех молодых героев должны играть молодые артисты». И ввели в спектакль молодежь: Ольгу играла Кирочка Головко, Машу — Маргарита Юрьева, и я — Ирину. И Станицына вывели из «Трёх сестер», и Ливанова, и Массальского — они все еще играли.

И как они это пережили?

А что им было делать? Это был приказ правительства. Но всё равно они в 1958 году поехали в Лондон на гастроли, сделали для себя «Вишнёвый сад» быстро-быстро.

И кто же играл Раневскую — Тарасова?

Ну конечно.

Вы серьезно?

(Смеется.) И в Лондоне вышла статья, что «жирный рябчик прилетел к нам».

А «жирный рябчик» — это Тарасова?

А кто же еще. Может, этого не надо говорить?

Почему не надо, раз так было написано в газете. Я, кстати, знаю, что именно вам Тарасова много чего тормозила в театре, будучи директором и примой. И любимой артисткой Сталина.

Любимой артисткой Сталина, женой Ивана Москвина, который был депутатом Верховного Совета и директором театра вплоть до своей смерти в 1946 году. А в 50-е и 60-е во МХАТе не существовало главного режиссера, и театром руководил триумвират: Ливанов, Станицын и Кедров, у каждого свои, так сказать, труппы. А Алла Константиновна Тарасова была самая главная над всеми, она была директор.

А как ей удалось консолидировать такую власть? С вашей точки зрения, чем она таким обладала?

Она была очень сильной, очень властной. Она же играла в «Петре Первом» императрицу Екатерину I — саму себя играла. И как-то полувсерьез-полушутя сказала нам, артисткам молоденьким: «Учтите, в спальню к мужчине надо входить горничной, а выходить — королевой». В 56-м Таню Доронину, мою однокурсницу, должны были взять в театр, но Алла Константиновна воспротивилась и нашла причину: Таня в это время с кем-то поссорилась, кому-то нагрубила...

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Ваша Наташа Ваша Наташа

Певица Наталья Подольская — о конфликтах, новом проекте и хейте

OK!
Ирина Ефимова: «Я хочу работать в кругу больших профессионалов» Ирина Ефимова: «Я хочу работать в кругу больших профессионалов»

Рост среди российских предпринимателей и бизнес-вумен набирает обороты

Cosmopolitan
Горизонт планирования Горизонт планирования

Актер Ярослав Могильников — о жизни и кино

Men Today
Темная сторона самодисциплины Темная сторона самодисциплины

У самоконтроля и дисциплины есть и темная сторона

Psychologies
Фальшивый Чаадаев Фальшивый Чаадаев

Популярный портрет гусара Чаадаева является старой фальшивкой

Дилетант
Сколько на самом деле лет вашей собаке? Сколько на самом деле лет вашей собаке?

Сколько лет собаке в переводе на человеческий возраст

СНОБ
«Готовка — это как секс»: Давид Ян поговорил с владелицей Finn Flare о еде, любимой одежде россиян и планах после 140 лет «Готовка — это как секс»: Давид Ян поговорил с владелицей Finn Flare о еде, любимой одежде россиян и планах после 140 лет

Рецепты бизнеса и секреты правильного питания от владелицы Finn Flare

Forbes
Зависимости сильных и независимых: 7 привычек, которые мешают добиться успеха Зависимости сильных и независимых: 7 привычек, которые мешают добиться успеха

Почему вы не можете шагнуть на ступеньку выше, как ни стараетесь

Psychologies
Рю Мураками: Фатерлянд. Отрывок из романа Рю Мураками: Фатерлянд. Отрывок из романа

В книге Рю Мураками «Фатерлянд» экономика Японии рушится из-за падения доллара

СНОБ
То ли волк, то ли собака То ли волк, то ли собака

Откуда появляются волкособаки?

Наука и жизнь
Тонкая работа Тонкая работа

Эклектичный интерьер, в котором гармонично соединились разных стилей

SALON-Interior
Новый 2020-й: ждать ли от него чудес? Новый 2020-й: ждать ли от него чудес?

Согласитесь, в числах есть особая красота

Psychologies
20 вопросов Клаве Коке 20 вопросов Клаве Коке

Playboy «достал» певицу Клаву Коку занудными вопросами…

Playboy
6 недостатков пластиковых труб для отопления, о которых стоит знать каждому 6 недостатков пластиковых труб для отопления, о которых стоит знать каждому

Существенные недостатки полипропиленовых труб

CHIP
Балканская мечта Балканская мечта

Говорят, что туристы, впервые увидев Белград, влюбляются в него сразу

Лиза
Старообрядцы, китайцы и физики Старообрядцы, китайцы и физики

Как попасть в гости к настоящей нетуристической Москве

Seasons of life
Когда патриотизм превращается в коллективный нарциссизм? Когда патриотизм превращается в коллективный нарциссизм?

Что такое коллективный нарциссизм?

Psychologies
«Мне говорили, что это никогда не будет работать»: как российский инженер Google научил телефон понимать жесты «Мне говорили, что это никогда не будет работать»: как российский инженер Google научил телефон понимать жесты

Как Иван Пупырев разработал технологию Soli

Forbes
Не думать о треуголке. Почему наше общество бессильно перед сумасшедшим реконструктором Не думать о треуголке. Почему наше общество бессильно перед сумасшедшим реконструктором

Жуткое преступление в центре Петербурга провоцирует на культурные реминисценции

СНОБ
«Женщина красива, когда любима и счастлива» «Женщина красива, когда любима и счастлива»

Екатерина Гусева рассказывает о секретах своей формы

Худеем правильно
Подарок матери осужденного Подарок матери осужденного

Почему российские суды почти никого не оправдывают

Русский репортер
Психосоматика: какие болезни мы выдумываем сами Психосоматика: какие болезни мы выдумываем сами

Около 25% населения мира страдают психическими расстройствами

Популярная механика
Красный день календаря: можно ли заниматься фитнесом во время месячных Красный день календаря: можно ли заниматься фитнесом во время месячных

Критические дни – табу или зелёный свет для занятий спортом

Cosmopolitan
Инверсное мышление: как похудеть и избавиться от долгов, думая о плохом Инверсное мышление: как похудеть и избавиться от долгов, думая о плохом

Как мысленная уловка поможет избавиться от проблем и достичь целей

РБК
От советских премьеров к российским миллиардерам От советских премьеров к российским миллиардерам

Из чего вырос ресторан «Гусятникоff» братьев Ротенбергов

Forbes
$150 млн вместо человека. Как футбольная академия «Краснодара» будет жить без Сергея Галицкого $150 млн вместо человека. Как футбольная академия «Краснодара» будет жить без Сергея Галицкого

Сработает ли новая модель финансирования в российском спорте?

Forbes
За себя и за того парня: об эмоциональной работе в отношениях За себя и за того парня: об эмоциональной работе в отношениях

Женщины делают массу вещей «по умолчанию», в итоге часто от этого страдают все

Psychologies
Пять способов ничего не отморозить Пять способов ничего не отморозить

Почему жители мегаполисов в XXI веке все еще рискуют получить обморожения

Здоровье
Диана Машкова: Я — Сания. История сироты Диана Машкова: Я — Сания. История сироты

Почему дети, выросшие в детских домах, никогда не плачут

СНОБ
Кроткий великан: тест-драйв Hyundai Santa Fe Кроткий великан: тест-драйв Hyundai Santa Fe

Расслабленно мечтаем в дизельном кроссовере Hyundai Santa Fe

РБК
Открыть в приложении