Зрительская непривычка
В Петербурге завершился фестиваль неигровых фильмов «Послание к человеку». Документальное кино у нас в основном только и можно увидеть на фестивалях. Почему даже лучшие работы этого жанра не попадают в прокат?
Победителем национального конкурса фестиваля «Послание к человеку» стал «Хозяин оленей» (режиссер Ксения Елян). Приз жюри также получила картина Алексея Евстигнеева «Не за горами». Кроме того, жюри выдало два диплома с необычными формулировками — «За узнавание и не узнавание социальной реальности фильма» (фильму «Protocorba» режиссера Кирилла Хачатурова, Россия) и «За указание на вязкую постсоветскость сегодняшней реальности» (фильму «Товарищ женщина», снятому коллективом Doplgenger, Сербия).
…На фестивале ты ловишь себя на странном чувстве: все эти фильмы очень актуальны и важны; они создают уникальное пространство для рефлексии о нашем нынешнем обществе, чего напрочь лишено современное художественное кино в России. Бесчисленные комедии, драмы и даже новое, якобы «остросоциальное кино» представляют на экране фантастическую, выдуманную, несуществующую реальность. Казалось бы, документальное кино как раз и могло бы заполнить эту лакуну, пробел, в каком-то смысле документальное даже «лучше» художественного кино, поскольку описывает правдивые обстоятельства. На одном только «Послании к человеку» было 34 документальные российские премьеры, а сам фестиваль, по словам его директора режиссера Алексея Учителя, собрал 30 тысяч зрителей. Однако увидеть эти фильмы, кроме фестиваля, по-прежнему негде (всего в стране пять подобных фестивалей). На всю страну только один кинотеатр в Москве — Центр документального кино. Кинодокументалист Виталий Манский, чей фильм «Девственность» был первым документальным фильмом в российском прокате за 14 лет (!), сравнивает сегодня работу документалиста c «самосожжением в закрытом сарае», поскольку в России не существует системы проката документальных фильмов.
История о прокате — это как спор о курице и яйце: кинотеатры не берут документальное кино в прокат потому, что, как считается, их не смотрят зрители, а зрители не смотрят их потому, что этих фильмов нет в прокате. При этом иностранные документальные фильмы, например недавний «Быть Харви Вайнштейном», собирают хорошую кассу. Режиссер Ксения Елян — выпускница Школы документального кино и театра Разбежкиной и Угарова, фильм «Хозяин оленей» — ее полнометражный дебют. Это рассказ о семье оленеводов-кочевников на Таймыре, которые принадлежат к одному из последних коренных народов Севера — долганской общине и продолжают традиционную кочевую жизнь на крайнем севере Сибири. Мировая премьера прошла на крупнейшем фестивале документального кино IDFA в Амстердаме, лента побывала в Таллине на DocPoint и Брюсселе на кинофестивале Millenium. По словам автора, у фильма будет небольшой прокат в России в октябре, однако режиссер не строит иллюзий по поводу зрительского интереса. Мало того, Ксения