Завораживающее позорище
Проекту «Дом-2» исполнилось 15 лет. Этим шоу, популярным только у нас, воспитано целое поколение россиян
Самые популярные в мире реалити-шоу не приживаются в наших широтах. «Топ-модель по-американски» заходит на 26-й сезон, а у нас попытались было снимать нечто похожее, но на девушек, начинающих свой путь в модельном бизнесе, россияне смотреть не стали, проект заглох. Проект «Подиум» о жизни и работе дизайнеров одежды транслируется во многих странах с 2004 года — нам это тоже не интересно. Нынешний президент США когда-то был продюсером и «большим боссом» в первых 14 сезонах реалити «Кандидат» — история борьбы молодых специалистов за должность топ-менеджера вошла в топ-3 самых успешных телепрограмм в мире, а у нас сняли пару сезонов и все. Свадебные шоу вроде «Say Yes to the Dress», семейные вроде «Jon&Kate Plus8», исторические реконструкции вроде «Дом 1900 года» или «Король кондитеров» — о жизни многочисленной родни, работающей в семейной пекарне,— у нас и не пытались снимать. Это дорого и требует серьезной работы всей съемочной команды. Гораздо легче поселить в замкнутое пространство толпу агрессивной молодежи с рабочей окраины и записывать на камеры, как они грызут друг друга.
Но дело не только в стремлении наших телебоссов получить большие барыши при минимальных затратах. В России не пользуются успехом программы, где люди строят карьеру или семью. Ведь формат первого реалити «Дом» был приобретен ТНТ у английской телекомпании Zeal Entertainment в 2003 году — зарубежная его версия, воспевающая семейные ценности, имела огромный успех в Европе. У нас это шоу под лозунгом «Построй свой дом для счастья в нем» еле-еле протянул один сезон. Зато его сильно измененное продолжение, «Дом-2», куда в 2004 году позвали не семьи, а «одиночек», затянулось гораздо дольше отпущенных ему трех летних месяцев...
Создатели признавались, что поначалу, когда ребята честно строили дом в Подмосковье и рассуждали с прорабом о высоких чувствах, рейтинги были не очень. Но ссоры, интриги, сплетни, вдруг обнаруженная среди участников порнозвезда — все это сделало «Дом-2» довольно популярным. К концу года, согласно данным Mediascope, «телестройку» смотрел уже каждый десятый россиянин, включавший вечером телевизор. В Сети появились подборки: «Самые кровавые драки на „Доме-2“», «Стриптиз на „Доме-2“», «Стычки Бузовой и Водонаевой». ТНТ уведомил британских партнеров, что формат телепрограммы переработан, выплатил отступные за прекращение сотрудничества, и пиар пошлости начался в полную силу.
Некоторые эксперты утверждают, что успех реалити-шоу подобного типа обусловлен их способностью вызывать злорадство у зрителей — люди, мол, только рады видеть унижения других. И чем примитивнее общество, тем сильнее радость. Медиааналитик Том Олдерман заявляет: «Существует множество реалити-шоу, которые можно охарактеризовать только как „ПозорТВ“, потому что они используют унижение в качестве своей основной приманки». Негативное влияние «Дома-2» не раз отмечалось религиозными и общественными деятелями — за историю передачи было немало судебных разбирательств. Так, активисты Всероссийского родительского комитета в судебном иске к каналу ТНТ в 2011 году заявили, что шоу может нанести «психический вред здоровью несовершеннолетних». Педагог-психолог Евгения Таличенкова считает: «Медиапродукция влияет на подростков, у которых еще не сформировано критическое мышление. Раньше, если тинейджер чтото делал не так, то родители могли указать ему на ошибки и показать человека, которого такое поведение до добра не довело. Сейчас же подросток идет в соцсети, включает „Дом-2“ и видит, что хулиган хорошо одет, живет в хороших условиях, ничем не занимается, только выясняет отношения, может обозвать и ударить девушку и его за это даже с проекта не выгонят, наоборот, он получит еще больше внимания, славы и денег».
Нельзя сказать, что раньше участники нашего «ПозорТВ» были более целомудренными — та же 18-летняя Ольга Бузова до участия в телестройке успела абсолютно голой сняться в бодиарт-проекте. Просто со временем их пороки стали вызывать все больший интерес. А привычка жить напоказ остается у участников «Дома» и после ухода с телешоу: вот Степан Меньщиков, один из первых домовцев, в эфире «Первого канала» сдает ДНК-тест и выясняет, что воспитывает не своего родного ребенка...