Великая стена
Ученые предлагают защитить Европу от затопления с помощью самой большой дамбы в истории. «Огонек» связался с авторами идеи
Педставьте 637-километровую дамбу, одна часть которой простирается от Шотландии до Норвегии, а другая и вовсе перекрывает море между Францией и Англией. О проекте, удачно названном NEED (от английского Северная европейская заградительная дамба), успели сообщить ведущие мировые СМИ, и это не случайно — глобальные климатические угрозы требуют столь же масштабных решений, а этот проект — как раз из таких.
Но сначала о том, зачем он вообще понадобился: не секрет, что климатические изменения на планете повлияли на уровень Мирового океана — он растет. Это заметно невооруженным глазом: осенью прошлого года уровень воды в Венеции достиг отметки в 187 см, едва не побив антирекорд, зафиксированный в 1966 году (194 см). Ну а в той части Европы, которую предлагается прикрыть уникальной дамбой, потенциальные проблемы грозят более 25 млн жителей. Хороший повод для чего-то грандиозного.
— За последние десять лет рост уровня Мирового океана ускорился примерно в два раза,— говорит Алексей Кокорин, директор программы «Климат и энергетика» Всемирного фонда дикой природы (WWF) в России.— Согласно существующим моделям, к концу XXI века он поднимется ориентировочно на один метр — это относительно немного. Но все будет разниться в зависимости от того или иного места. В тропиках кое-где уровень океана поднимется примерно на 1,5 м, на Балтике, напротив, лишь на 0,5. Прибавьте к этому больше штормовых ветров, а значит, и так называемых нагонных явлений. Плюс приливы. При сложении всех этих факторов уже очевидно: ситуация тревожная.
«Высокая вода» — этот романтический термин из венецианской жизни становится большой проблемой для островов и прибрежных регионов. Как отмечает Кокорин, частота, когда приходит высокая вода, и ее уровни увеличиваются.
— Венеция и островные государства, например, Кирибати, столкнутся с проблемами уже в этом веке,— говорит эксперт.— Для других стран и регионов затопления станут актуальны чуть позже, в XXII веке, но это не значит, что можно расслабиться. Под водой окажутся, к примеру, значительные территории юго-восточной Азии. У нас под ударом — Калининградская область, Санкт-Петербург. Дамбу для защиты Северной столицы пришлось строить еще до всех этих перемен, а сегодня уже очевидно, что ее придется реконструировать — уже под новые вызовы. Что касается территорий за пределами петербургской дамбы, то существенная часть их будет затоплена. К счастью, возможные сценарии были недавно просчитаны по заказу городского правительства.
Какие защитные меры предлагают специалисты? Тут, собственно, и стоит вспомнить о проекте NEED. Его авторы, исследователи из Нидерландов и Германии, честно отмечают: поначалу сам проект может показаться ошеломляющим и нереалистичным, но это только первое впечатление. Мол, по сравнению с миграцией из затапливаемых мест или в пересчете на усилия каждой конкретной страны он вполне подъемный.
Итак: 15 стран Европы должны защититься от последствий глобального изменения климата двумя огромными дамбами. Южная (соединит Францию, недалеко от Бреста, с юго-западным побережьем Англии) составит 161 км в длину и в среднем 85 м в глубину. Северная (от северо-востока Шотландии через Оркнейские и Шетландские острова до Бергена в Норвегии) и вовсе побьет все мыслимые рекорды — она будет 476 км в длину и, опять же в среднем, 127 м в глубину. За абстрактными цифрами — беспрецедентная инженерная задача. Судите сами: крупнейшими дамбами сегодня считаются Афслёйтдейк в Нидерландах (ее длина 32 км, высота — 11 м, а ширина — 90 м) и Сэмангым в Южной Корее (33 км, 36 м и 290 м соответственно). Так вот они практически лилипуты в сравнении с тем, что предлагается в проекте NEED. Однако самый главный вызов — это то, что часть дамбы должна пройти по дну так называемой Норвежской траншеи, где глубина уходит за 300 м. Как тут быть? Авторы проекта успокаивают: современные технологии, используемые, в частности, при строительстве нефтяных платформ, могут справиться и с этим.