Мерцающие поля Брюса Манро
Британcкий художник Брюс Манро в ответе за то, что по московским паркам рассыпались акриловые шарики, мягко светящиеся в темноте. Он их придумал, а ландшафтные дизайнеры всего мира оценили и скопировали.
Впечатлить человека просто. Покажите ему что-нибудь очень большое и разноцветное – и он остановится, зачарованный. Одинаковый эффект имеют и природные, и рукотворные шедевры: радуга, звездное небо, северное сияние, фейерверки, лазерные шоу, снимки галактик и туманностей «Хаббла», «Звездная ночь» Ван Гога, «Космическая одиссея» Кубрика или инсталляции Брюса Манро. Все его работы – это попытки воплотить то, что воплотить невозможно. Манро пытается с помощью ламп и бликов воссоздавать переживания, которые и словами-то не всегда получается толком описать: единение с природой, родство душ, первое впечатление, ощущение времени.
Взять хотя бы то же «Поле света»: инсталляция родилась как продолжение мистического переживания взаимосвязи всего со всем. «Я хотел засадить целое поле светильниками, которые пробуждались бы с наступлением сумерек, как семена в сухой почве пустыни», – объясняет художник.
Путь к свету
Манро не всегда занимался такими возвышенными вещами, как «Поле света». Выучиться обращению со светильниками и проводами его вынудила скорее необходимость, чем вдохновение. По образованию Манро живописец, но тридцать с лишним лет он практически не занимался искусством, перебиваясь мелкими заработками. Он успел поработать Санта-Клаусом, поваром и даже инструктором по аэробике. Первый опыт работы с осветительными приборами 25-летний Манро получил, устроившись в рекламную фирму. Потом был свой бизнес (неоновые вывески на заказ) и должность в большой дизайнерской компании, затем – новое погружение в деловой мир, на этот раз в качестве создателя модных световых инсталляций на продажу. Нащупать свою тему и позволить себе свободу творчества художник смог, только разменяв пятый десяток.