Усадьбы фантомной любви
В музее «Новый Иерусалим» открылась выставка «Возвращение в усадьбу». Музей посвятил ее собственному 100-летнему юбилею.
Трудно найти более разработанную тему, чем русские усадьбы. Столько исследовано, опубликовано, показано, сделано горестных вздохов и выплакано слез по их судьбе, что даже единичные случаи нынешнего усадебного восстановления и приспособления под современные нужды не меняют общую горестно-ностальгическую картину. Если и есть материализованные объекты той России, которую мы все-таки потеряли, то это руины усадеб. До революции вокруг Москвы их было тысяча, сейчас осталось около 150.
И вот музей «Новый Иерусалим», который последние четыре года находится на подъеме (тут чередой прошли выставки Пикассо, Дюрера, Фаберже и Шагала; доведя количество зрителей до 490 тысяч, в прошлом году «Новый Иерусалим» стал самым посещаемым региональным музеем России), решил к сюжету вернуться. Но слегка при этом изменить ракурс. В фокусе оказались не столько сами старинные поместья, сколько героические усилия людей в XX веке по их спасению или, по крайней мере, по спасению памяти об усадебной культуре.
Куратор выставки, архитектор и искусствовед Ксения Новохатько, считает ностальгию по усадьбам архетипичной для нашего национального сознания:«Даже если вы нисколько не дворянин, если родились и выросли в городе, в вас все равно живет мечта о негородской жизни, сельских полях-лесах-просторах, липовых аллеях, родовом гнезде, о малой родине. Эта мечта взлелеяна не только личными воспоминаниями (их может и не быть), но и искусством — литературой от Пушкина до Набокова, кинематографом (братья Михалковы)».
Выставку организовали почти с театральным драматизмом, за что отдельное спасибо ее сценографу — архитектору Фатали Талыбову. Вначале вы оказываетесь в «заброшенном» парке с темным прудом с кувшинками: на стенах бликует вода, и свет, пробившись через невидимую листву, пятнами ложится на землю. Второй зал повествует о славных дворянских семействах, некогда живших в Подмосковье и построивших немало усадеб: о Голицыных, Шереметевых (они так просто дома коллекционировали), графе Александре Остермане-Толстом и великом князе Сергее Александровиче — владельцах Ильинского. Третий зал — выстроенные чередой «комнаты», имитирующие дворцовую анфиладу: каждая посвящена определенному историческому периоду от Екатерины Великой до Николая II и представляет предметы усадебного быта: мебель, фарфор, стекло,