Чтобы вылечить пенсионную систему, стоит разобраться, почему она заболела

ОгонёкОбщество

«Слишком много просчетов»

Чтобы вылечить пенсионную систему, стоит сначала разобраться, почему она заболела

Беседовала Светлана Сухова

Заглядывать в будущее надо заранее, пока не остался с пенсией один на один. Фото: AFP

Стоило футбольным страстям дать паузу в эфире перед проведением полуфинальных и финальных матчей, как она тут же оказалась заполнена жаркими дебатами по части необходимости заявленного правительством курса на повышение пенсионного возраста. Власть отрапортовала о поддержавших законопроект 61 регионе, граждане в интернете и офлайн ответили постами-протестами и сбором подписей за отказ от реформы. Но ни та, ни другая сторона до сих пор не привели расчетов, объясняющих, как сложилась нынешняя патовая ситуация в ПФР и к чему могут привести задуманные перемены. За разъяснениями «Огонек» обратился к авторитетному специалисту — проректору РАНХиГС, профессору, доктору экономических наук, действительному госсоветнику 1-го класса Александру Сафонову.

Александр Сафонов, профессор, проректор РАНХиГС

— Александр Львович, вы согласны с тем, что растущая год от года дыра в бюджете ПФР объясняется тем, что пенсионеров становится все больше, а работающих все меньше?

— Численный дисбаланс между трудоспособным населением и пенсионерами в пользу последних очевиден, но есть два существенных «но»: во-первых, это циклично повторяющееся явление и связано оно с демографическими дырами в российской истории после Второй мировой войны, во-вторых, такой дисбаланс — лишь одна из причин дефицита бюджета ПФР и, замечу, не главная. Нетерпимое положение, сложившееся сегодня в пенсионной системе в частности и в системе соцстрахования в целом — следствие неверных управленческих решений и ошибок в расчетах. Вспомните, ведь до 2002 года финансовая обеспеченность ПФР, даже после кризиса 1998 (!) года, была на высоком уровне. Тогда профицит бюджета Фонда составлял порядка 100 млрд рублей. При этом часть средств расходовалось на решение непрофильных задач — строительство и содержание домов престарелых. В 2002 году при переходе на трехуровневую систему пенсионного обеспечения (разделение пенсии на базовую, страховую и накопительную части.— «О») номинальную ставку единого социального налога (ЕСН) в размере 28 процентов, уплачиваемого работодателями, тоже разделили надвое: первую часть передали федеральному бюджету для финансирования базовой части пенсии (40 процентов от трудовой), вторую — ПФР на выплаты по страховым пенсиям.

— А зачем понадобилось делить налог, который шел целиком на выплату еще советских пенсий?

— Чтобы, во-первых, повысить эти самые пенсии для уже получавших их пенсионеров, а во-вторых, сделать так, чтобы в будущем пенсия каждого россиянина зависела бы только от него самого — стажа, произведенных пенсионных отчислений и т.д. Но, что называется, не рассчитали в прямом смысле слова: 28 процентов от фонда оплаты труда (ФОТ) хватало с избытком на то, чтобы платить пенсии по советским «лекалам», но стоило эту сумму разделить, началась чехарда. Как уже было сказано, половину налога (14 процентов) стали направлять сразу в федеральный бюджет для того, чтобы на них производились выплаты по так называемым базовым пенсиям. Речь о пенсионном минимуме, когда человек не имел никаких надбавок за стаж, выслугу лет и тому подобные льготы. И тут выяснилось, что 14 процентов от ФОТ на эти цели многовато, в бюджете стал появляться регулярно профицит.

— А какова судьба второй половины этих денег, которую направили в ПФР?

— Вот тут как раз все сложилось с точностью до наоборот: 14 процентов от ФОТ тут не хватило на то, чтобы выплачивать страховую часть пенсии (речь о тех самых надбавках).

— Так много оказалось пенсионеров, которым причитаются доплаты?

— Это одна из двух причин. Таких россиян действительно оказалось немало. Проблема усугубилась еще и тем, что не все 14 процентов пошли на выплату страховой пенсии: на эти цели было отведено только 12 из 14 процентов, а оставшиеся 2 процента направили на формирование накопительной части пенсии. Речь о пенсиях не нынешних, а будущих пенсионеров, которые должны были начинать таким образом копить на свой заслуженный отдых заранее, при этом с годами процент отчисления в накопительную часть должен был расти. Так вот 12 процентов от ФОТ на выплату страховых пенсий не хватило, и бюджет ПФР стал дефицитным.

— Но если в федеральном бюджете денег было с избытком, то почему для накопления не взяли 2 процента оттуда, а забрали из бюджета ПФР?

— Хороший вопрос! И ведь мало того, что не взяли 2 процента от средств, поступающих в федеральный бюджет от уплаты ЕСН и не перевели их в накопительную часть, это было бы еще полпроблемы. Вместо этого правительство просто сократило размер самого налога (ЕСН) до 22 процентов. Бюджету ПФР по-прежнему доставалось 14 процентов (по формуле 12+2), а вот федеральный бюджет стал получать… 8 процентов.

— Зачем?

— Хотели облегчить бремя бизнеса, с одной стороны, и тем самым вывести его из тени. Расчет был такой же, как и тогда, когда вводили низкую и единую ставку подоходного налога. Думали, что, если это сработало тогда, должно сработать и теперь. И просчитались! Если эффект и был, то недолго: налоговое бремя, облегченное в начале 2000-х, вновь стало неподъемным уже через 5–6 лет. Только за последнее десятилетие теневая часть отечественной экономики выросла на 26 процентов (или на 3 млн человек).

— А 8 процентов от ФОТ было достаточно для выплаты базовых пенсий?

— Просчет и тут: этих денег уже не хватило, и теперь дефицит образовался и в федеральном бюджете. А в ПФР он и не исчезал, а только увеличивался, как только отчисления в накопительную часть пенсии составили вместо двух 4 процента. За десятилетие, с 2003 по 2013 год, бюджет ПФР потерял на переводе средств в накопительную часть пенсий 2,56 трлн рублей.

— Кстати, что с накопительной системой сегодня?

— Для тех, кто успел перевести средства до конца 2014 года в негосударственные пенсионные фонды (НПФ), накопительная часть осталась. Вот только денег в ней столько, сколько было на момент заморозки плюс проценты, начисленные за этот период. Если только эти деньги не оказались в НПФ, который разорился, тогда они сгорели. Если же НПФ обанкротился после вхождения в систему АСВ (Агентства по страхованию вкладов.— «О»), то вкладчик потерял только проценты, а не сами сбережения. У тех, кто свои средства из ПФР не забирал, накоплений нет.

— Пенсионные деньги россиян куда-то вообще инвестируют?

— В самом начале 2000-х такая практика существовала и это было разрешено законом. Тогда, как я уже говорил, у ПФР был профицит и Фонд размещал излишки в банках под проценты. Сейчас это запрещено, у ПФР лишь казначейское исполнение: развести пришедшую сумму по счетам граждан. Но и во всем мире система устроена так, что зарабатывать можно только на резервах Пенсионного фонда. В Норвегии, например, резервы Пенсионного фонда размещают под 7–8 процентов годовых в валюте, что позволяет создать подушку безопасности на случай сокращения доходов граждан в кризис или при прохождении страной демографической ямы. Но у нынешнего ПФР нет резервов, так что инвестировать нечего. У него только дыра в бюджете, которая могла бы быть поменьше, если бы все, кто получает зарплату, исправно отчислял положенное в пенсионную систему. А платят не все и уклоняются от этой обязанности абсолютно законно, получив льготы от правительства. В 2010-х даже был зафиксирован феномен: рост зарплат приводил к уменьшению поступлений в ПФР.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Возрастные явления Возрастные явления

Молодой прозаик в поисках лишнего человека

Огонёк
Почему мы постоянно сталкиваемся с одинаковыми проблемами в отношениях Почему мы постоянно сталкиваемся с одинаковыми проблемами в отношениях

Почему в отношениях снова и снова повторяются одни и те же нездоровые шаблоны?

Psychologies
Гид в уверенное будущее Гид в уверенное будущее

Какие специалисты помогают выстроить образовательную и карьерную траектории

РБК
Как клоги стали самой модной обувью сезона Как клоги стали самой модной обувью сезона

Каким образом клоги стали такими модными

Vogue
Бодрое утро Бодрое утро

8 завтраков, которые быстро разбудят организм

Лиза
Что скрывают твои манеры Что скрывают твои манеры

Вредные привычки отражают наш характер и внутренние проблемы

Лиза
Щипай нас, мы спим!!! Россия обыграла Испанию и вышла в четвертьфинал! Щипай нас, мы спим!!! Россия обыграла Испанию и вышла в четвертьфинал!

Россия в 1/8 финала чемпионата мира победила Испанию

Maxim
Genesis G70 Genesis G70

Genesis G70. Смелость берет города, а иногда еще верх над стереотипами

Quattroruote
Откуда у тебя сухость в носу, бояться ли тебе болезни Альцгеймера и стоит ли пить березовый сок Откуда у тебя сухость в носу, бояться ли тебе болезни Альцгеймера и стоит ли пить березовый сок

Ответы на вопросы о здоровье

Maxim
5 фильмов с Вином Дизелем, которые не стыдно смотреть 5 фильмов с Вином Дизелем, которые не стыдно смотреть

Список самых похвальных работ Вина Дизеля, как актера

Maxim
Хочу ребенка, но... Хочу ребенка, но...

Материнство – потребность, которая заложена в женщине природой

Лиза
Ну и тип! Ну и тип!

Как выбрать уходовые средства для лица?

Cosmopolitan
Вы глубоко ошибаетесь Вы глубоко ошибаетесь

Читательница «Татлера» об орфографии в инстаграмах наших героинь

Tatler
Алексей «Vega» Кондаков: «Киберспорт — бизнес на перспективу». Алексей «Vega» Кондаков: «Киберспорт — бизнес на перспективу».

Интервью с Алексеем Кондаковым

Maxim
Геннадий Карюк. Конец прекрасной эпохи Геннадий Карюк. Конец прекрасной эпохи

Кинооператор Геннадий Карюк вспоминает Киру Муратову и Станислава Говорухина

Караван историй
На те же грабли На те же грабли

Чем нас привлекают неудачники?

Psychologies
ТОП-8 идей Тони Роббинса, за которые отдают миллионы ТОП-8 идей Тони Роббинса, за которые отдают миллионы

Что такого особенного рассказывает мотивационный спикер Тони Роббинс

Psychologies
«Театр Наций FEST» в Тобольске: как Пушкин победил футбол «Театр Наций FEST» в Тобольске: как Пушкин победил футбол

Сюрпризы и открытия фестиваля, придуманного Евгением Мироновым

СНОБ
Король Генри Король Генри

Все, чего мы не знали о Генри Кавилле

Glamour
Долевое строительство и «пакет Яровой». Какие законы вступили в силу с 1 июля Долевое строительство и «пакет Яровой». Какие законы вступили в силу с 1 июля

C 1 июля 2018 года в России вступили в силу сразу несколько знаковых законов

Forbes
Что делать, если бросила девушка? 8 самых вредных советов (не делайте так!) Что делать, если бросила девушка? 8 самых вредных советов (не делайте так!)

Что делать, если бросила девушка? 8 самых вредных советов (не делайте так!)

Playboy
Самолёты без рулей и элеронов Самолёты без рулей и элеронов

Авиатехники пересматривают существующие решения, проверяя, нет ли в них лишнего

Популярная механика
Музыка их связала Музыка их связала

Кто и как зарабатывал на любви России к красивой мелодии

Forbes
Майнинг вопреки: почему добывать криптовалюты все еще выгодно Майнинг вопреки: почему добывать криптовалюты все еще выгодно

Почему бизнес до сих пор сохраняет интерес к майнингу криптовалют?

Forbes
Внутри себя я танцую Внутри себя я танцую

Танцор Аниты Цой рассказал «СтарХиту», как, потеряв ногу, не потерял себя

StarHit
Снова вместе Снова вместе

Поп-группа 5sta Family не так давно воссоединилась

OK!
Где, как и зачем шить костюм в Москве Где, как и зачем шить костюм в Москве

Отвечаем на главные вопросы об индивидуальном пошиве

GQ
Нефть, рубль и кошелек: сколько заплатит потребитель за маневр правительства Нефть, рубль и кошелек: сколько заплатит потребитель за маневр правительства

Сможет ли изменение фискальных условий помочь развитию нефтепереработки

Forbes
Бекхэм на Дамбо и пьяный енот: 22 пруфа, что взрослым весело в Диснейленде Бекхэм на Дамбо и пьяный енот: 22 пруфа, что взрослым весело в Диснейленде

Бекхэм на Дамбо и пьяный енот: 22 пруфа, что взрослым весело в Диснейленде

Playboy
Улыбка соучастницы Улыбка соучастницы

Апроприация «Моны Лизы»: от Малевича до Бэнкси

Вокруг света
Открыть в приложении