Ничья с осадком
Российско-японский диалог: продвижение вперед или откат назад
Японский премьер Синдзо Абэ прибыл в Москву 22 января, встретился с президентом Путиным в 25-й раз, обсудив вопрос территориального размежевания между двумя странами, и уехал в тот же день с традиционным результатом — очередной ничьей. Как следует такой результат оценивать?
Задача для любой администрации Японии — это заключение мирного договора с Россией. Эта фраза пахнет анахронизмом, но такова юридическая реалия между двумя странами. Ведь Советский Союз отказался от подписания многостороннего Сан-Францисского мирного договора в 1951 году, и только спустя 5 лет — в 1956-м — Япония и СССР отдельно договорились об окончании войны: стороны заключили Совместную декларацию, хотя им не удалось юридически зафиксировать послевоенные границы. Разногласия остались, и поэтому формальный мирный договор не был заключен. И вот теперь нынешний японский премьер господин Абэ сделал упор на заключение мирного договора с определением послевоенных границ. Только стабильная администрация способна справляться с такой сложной задачей. Ведь до последнего времени Япония настаивала на возвращении трех островов и одной гряды у своего побережья, которые с самого начала установления ее дипломатических отношений с Россией в 1855-м были признаны японскими. Между тем, по мере того как усилия господина Абэ приближались к апогею, протесты против отдачи островов нарастали внутри России. В итоге получалась такая же картина, что и примерно 20 лет тому назад, причем с участием тех же самых лиц (все, правда, за это время поседели). И это вызвало ностальгию у многих, включая вашего покорного слугу.
Заданные координаты
Давайте спокойно оценим сложившуюся ситуацию. Понятно, что Япония не собирается силами урвать чужое. Однако у нее (не у японского МИДа, к его чести замечу) есть несколько детских представлений о положении России. Мол, Россию, которая страдает от западных санкций, можно приманивать японскими деньгами, или, мол, если заключишь мирный договор с Россией, она будет отстаивать интерес Японии в отношении Китая.
В то же время и позиция Москвы небезупречна, особенно в части игнорирования исторических фактов. Хотя было время, когда представители обоих МИДов за столом переговоров сверяли юридические позиции друг друга и в конечном итоге договорились о выпуске «Совместного сборника документов по истории территориального размежевания между Россией и Японией» как на японском, так и на русском языках. В нем собраны исторические документы, действенность которых признаны обеими сторонами и которые вследствие этого могли бы служить общей базой для дальнейших переговоров.