Без VIN виноватый
Разбираемся, как быть, если идентификационный номер поржавел или пострадал в результате ДТП
Как известно, ничто не вечно. Стареют и машины. К счастью, практически все узлы и агрегаты подлежат замене или ремонту. Но есть лишь один элемент, который должен оставаться неприкосновенным. Вернее, сам по себе элемент может быть не один, но имеет одну и ту же особенность – содержит в себе маркировку в виде идентификационного номера. Он может быть размещен на табличке на моторном щите, выбит на «стакане», в специальном окошке ветрового стекла, нише запасного колеса и других местах, которые определяет предприятие-производитель. Это тот самый номер, который был дан автомобилю при рождении и остается с ним на всю жизнь. Вот здесь изменения недопустимы, если не хотите в дальнейшем проблем.
Без вариантов
Давайте разбираться, какого рода эти проблемы и как их решать. Первый, самый печальный вариант – это изменение маркировки криминальным способом. Если вам «повезло» приобрести «перебитый» автомобиль, то поставить его на учет нет никакой возможности. Даже если не обнаружится прежний владелец и не заявит на пропажу свои права, ГИБДД в регистрации откажет на совершенно законных основаниях. Здесь вариант только один – пробовать вернуть покупку продавцу на основании того, что он не предоставил о предмете купли-продажи достоверной информации. Не получится договориться о расторжении договора купли-продажи, обращайтесь в суд. Но главная проблема – найти продавца, ведь не для того он участвовал в преступной схеме, чтобы потом остаться крайним. Скорее всего, документы были поддельными, а телефон давно не отвечает. Такую машину должны задержать и передать в полицию вместе с номерами и документами. После возбуждения и приостановления уголовного дела ее, скорее всего, вернут на ответственное хранение несчастному владельцу, хотя пользоваться ей он все равно не сможет по причине отсутствия номеров и документов, а также возможности их получить. Если уголовное дело прекращено, то владелец волен распоряжаться автомобилем по своему усмотрению, но, понятное дело, найти покупателя на такую «недвижимость» тоже вряд ли удастся. Единственный вариант – разбор на запчасти.
Надежда на эксперта
Случается, что к владельцу возвращается его машина, которая была угнана и перебита. С ней ситуация несколько проще: если экспертиза позволит установить первоначальный номер, в регистрационные данные и ПТС внесут соответствующие отметки, с которыми машину можно не только зарегистрировать, но и продать. Хотя наличие этой «черной метки» автоматически снижает цену машины на «вторичке».
Более банальная ситуация – изменение маркировки вследствие ремонта. После ДТП иногда приходится менять значительную часть кузовных деталей. И если в их перечень попадет элемент, на котором нанесен VIN, дело плохо. Иногда пытаются этот элемент сохранить, заменив соседние детали и вварив его на место, но следы ремонта все равно позволят сравнительно легко обнаружить махинации. Наконец, самый типичный случай – это коррозия. В неблагоприятных условиях даже на новой машине первые признаки могут появиться через пару-тройку лет, а еще через столько же времени сделать маркировку нечитаемой. В перечисленных случаях выйти из ситуации можно. Для этого владельцу необходимо обратиться в ГИБДД для внесения соответствующих изменений в регистрационные данные. В этом случае сотрудники полиции обязаны передать материалы в орган внутренних дел, где отделом дознания будет проведена проверка, в ходе которой назначается экспертиза. В установленный день машину надо будет пригнать в экспертно-криминалистическое подразделение. По результатам экспертизы оформляется заключение, которое, если криминала не обнаружено, ложится в основу решения об отказе в возбуждении уголовного дела. С копиями соответствующего постановления и заключения экспертизы (справки об исследовании) владелец обращается в регистрационное подразделение ГИБДД для внесения изменений в регистрационные данные и ПТС. В дальнейшем таким транспортным средством можно распоряжаться без опасений. Не будет препятствий и к регистрации машины за новым собственником.
Криминальный тюнинг
Сейчас номер двигателя автомобиля не указывается в свидетельстве о регистрации и не проверяется при обращении в ГИБДД. Когда несколько лет назад принималось решение об этом, его аргументировали тем, что мотор – это всего лишь один из агрегатов автомобиля, который при выходе из строя может быть заменен. Вследствие этого сотрудники регистрационных подразделений потеряли интерес к его маркировке. Такая ситуация вполне ожидаемо привела к тому, что некоторые автовладельцы начали апгрейдить машину, устанавливая более мощные моторы от других моделей и даже марок автомобилей. На самом деле такие действия формально относятся к изменению конструкции, следовательно, подлежат документальному оформлению в ГИБДД. Зная это, при совершении регистрационных действий и подозрении, что мотор не «родной», инспекторы все же начали посматривать на маркировку двигателя. Цель – сверить обозначение модели с регистрационными данными. Однако если в процессе контроля выяснится, что маркировка, включающая в том числе и номер двигателя, подверглась изменению, в регистрации также может быть отказано. Чтобы снять это препятствие на пути к дальнейшей эксплуатации, придется пройти стандартную процедуру: материалы из ГИБДД передадут в орган дознания, проведут экспертизу, выяснят причины изменения маркировки, а только потом будет приниматься решение о возможности перерегистрации. Если установят, что коррозия носит естественный характер, это отразят в документах и эксплуатацию разрешат. А вот если маркировка изменена умышленно (например, двигатель оказался краденым), есть шанс стать фигурантом уголовного дела!
Фото: Кардашов Антон/Агентство городских новостей «Москва»; kv_san, fedorovekb, industrieblick/Fotolia.com; DepositPhotos/Fotodom.ru; ShutterStock/Fotodom.ru
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl