Несистемная позиция
В Италии очередное ЧП: против главы МВД Маттео Сальвини начато судебное расследование в связи с его действиями по отношению к мигрантам
Когда корабль итальянской береговой охраны Diciotti подобрал 15 августа в море близ Мальты 177 беженцев из Ливии и доставил их в сицилийский порт Катанию, ничто скандала не предвещало. Рядовая вроде бы операция: капитан Diciotti действовал в полном соответствии с международным законом —экипажу, заметившему людей, терпящих бедствие на море, предписано взять их на борт и доставить в ближайший надежный порт. Скандал, однако, случился, причем на самом высоком уровне…
«Капитан» против корабля
Когда глава популистской «Лиги» Маттео Сальвини вошел в правительство в качестве вице-премьера и главы МВД, он не скрывал, что намерен стать «министром, который держит слово»: если партия, которую он возглавляет, обещала итальянцам обуздать нелегальную иммиграцию, это будет сделано. И вот результат: до прихода во власть у Сальвини была богатая коллекция прозвищ — от Активиста (за бурную политическую деятельность в молодости) до Бульдозера (за инициативы по сносу цыганских таборов), теперь в ходу новое — Капитан (за бескомпромиссную борьбу с нелегальной миграцией).
После прихода Сальвини министром в МВД Италия ввела запрет судам иностранных некоммерческих (гуманитарных) организаций на ввоз спасенных ими беженцев в свои порты, и эта мера многими в стране была поддержана (о том, как за благотворительностью проглядывает преступный бизнес по торговле «живым товаром» из Африки, «Огонек» рассказывал в № 23 за 2017 год). Министр оказался последовательным и пошел дальше: жесткая тактика была распространена и на итальянское судно, министр Сальвини объявил всех пассажиров Diciotti нелегальными иммигрантами и публично заявил, что ни один из них не ступит на землю Италии, пока страны Европы не разделят их между собой. Скандал грянул небывалый. Тем более что формально МВД превысило свои полномочия.
Напомним: распределение прибывающих в Европу иммигрантов среди стран ЕС сейчас происходит исключительно на добровольной основе. На июньском саммите ЕС премьер-министру Италии Джузеппе Конте так и не удалось добиться пересмотра Дублинского договора (это он предписывает, что прибывающие в Европу иммигранты должны ожидать статуса беженцев в стране «первого прибытия» — попросту говоря, въезда). По сути, это означало: июньский саммит по иммиграции отделался обещаниями, везут мигрантов по-прежнему только в Италию, с чем Сальвини мириться отказывается.
В итоге судно с «человеческим грузом» простояло в порту Катании 10 дней. Само собой, на палубе все это время находились врачи и правозащитники, туда подавалась еда и все необходимые вещи. Власти также дали сойти на берег несовершеннолетним, больным и беременным — около 30 человек. Тем не менее общественность и СМИ история взбудоражила до предела. В порту шли митинги, организованные местными профсоюзами, НКО и правозащитниками, под лозунгами «Нет расизму!» и «Дайте им сойти на берег!». На Diciotti побывали левые политики и сторонники евроинтеграции во главе с экс-спикером палаты депутатов Лаурой Больдрини (многих из них так и не дождались в те же дни на похоронах жертв моста, что рухнул в Генуе); с их слов телевидение и описывало ужасы пребывания беженцев на палубе под сицилийским небом.
Стало понятно: весь шум вовсе не про конкретных беженцев, ставки выше — «казус Diciotti» стал знаковым прецедентом в ожесточенном противостоянии между тем, что в Италии именуют «Европой Орбана» (по имени ставшего символом антииммигрантской идеологии премьера Венгрии) и «Европой Макрона» (перехватившего из слабеющих рук Ангелы Меркель знамя мультиэтничности), которой Сальвини с его «корабельной политикой» бросил вызов.