Лошадь, Троцкий и немного нервно
В ГМИИ им. Пушкина открывается уникальная выставка из собрания парижского фонда Louis Vuitton. Породит ли современное искусство в консервативной публике трепет, покажет время
Так и хочется написать: первое, что видит зритель на выставке,— парящая под потолком лошадь, но это, увы, не так. Первое, что видит зритель, войдя в залы Галереи искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков (здесь обычно показывают импрессионистов),— вытянутая спичкой бронзовая мужская фигура слева и синие пятна на огромном холсте справа. Пятна — отпечатки обнаженных женских тел, наследие знаменитых перформансов французского художника Ива Кляйна. На рубеже 50–60-х он расписывал женские тела синей краской, а затем отпечатывал тела-кисти на холстах; на Волхонку привезли картину 1960 года «Антропометрия. Без названия». Бронзовая же фигура — шедевр швейцарского гения Альберто Джакометти, работы которого так любит французский миллиардер Бернар Арно, владелец группы люксовых брендов LVMH и основатель фонда Луи Виттона. Наверху теперь появился целый зал Джакометти, там восемь скульптур и два рисунка, из-за него и соседствующих классиков новейшего времени — а тут Рихтер и Баския, Уорхол и Пьер Юиг, — ГМИИ освободил все здание от импрессионистов. Стоит ли оно того?
Потому что второе, что видит зритель,— парящая над парадной лестницей лошадь в сбруе. Скульптура Маурицио Каттелана называется «Баллада о Троцком» и выполнена в натуральную величину, с чучелами иначе не получается. Трудно представить себе наркомвоендела, гарцующего перед войсками, Троцкий предпочитал автомобили и бронепоезда, но дух революции передан верно — появилось неведомо откуда, летит незнаемо куда… Хотя, может, она и не вознесена, а, напротив, спускается сверху, словно выпав из-под всадника Апокалипсиса? Некоторых, впрочем, шокируют не смыслы, а цифры — Арно купил скульптуру в 2004 году на аукционе Sotheby’s за 2,1 млн долларов.
Показывать современное искусство сложно, не случайно само здание фонда в Булонском лесу в Париже, построенное знаменитым Фрэнком Гери, многие называют первым экспонатом в коллекции. Хронологически оно, конечно, не первое, но по смыслу точно, не зря московскую выставку открывает и завершает рассказ о парижском здании, здесь же можно посмотреть и интервью с архитектором. В ГМИИ постарались соответствовать уровню — появились фальшстены, перегородки, ощущение от анфилад, столь невыгодных для видеоинсталляций, сглажено новыми решениями. Это особенно важно для одной из ключевых работ выставки — инсталляции француза Кристиана Болтански «Animitas». Перед большим экраном лежит сено, на экране — кадры,