Философия зрения начинается там, где мы перестаем доверять видимому

Знание – силаКультура

Философия зрения: вчера, сегодня, завтра

Александр Марков, Оксана Штайн

Афина, мастерящая зеркала

В популярных изложениях философии часто говорят о привилегии зрения в сравнении с четырьмя другими чувствами в западной философии, вспоминая и платоновское слово «идея», и нашу бытовую «очевидность», и необходимость «присматриваться» и «вглядываться», «узреть феномены». При более внимательном размышлении оказывается, что с привилегиями здесь не так просто: преимущество отводится не самому зрению, а зримому. Это феномен явился нам во всем блеске, это он ярок, ясен, величествен. Он как присутствие непостижимого в самом небывалом, гладком блеске поразил не только наше зрение, а нас всецело. Он хочет явить нам себя и на вкус, и на ощупь, – но его легкость, мыслимость, туманность, способность присутствовать в мысли не дается другим чувствам. Он влюбляет в себя – и дальше легкая и нежная мысль о феномене мыслит себя как зрящая и зримая.

Если мы обратимся к живописным аллегориям пяти чувств эпохи барокко, мы увидим, что зрение – вовсе не юное, не бойкое и не проницательное чувство. Слух играет на флейте или звонит в колокольчик, вкус пробует вино, – все это непосредственное приобщение вещам. Это прикосновение, поцелуй, проба наслаждения. А вот зрение всегда нуждается в приборе: очках, зеркале или телескопе. Оно опытное – это нахмурившийся старик или задумчивая старуха, или же, напротив, неопытный младенец, готовый смотреть на все широко открытыми глазами, пораженный многообразием вещей. Поэтому философия зрения начинается там, где мы задумываемся о начале своего опыта, где мы перестаем доверять видимому и размышляем о невидимом. Где мы начинаем анализировать, как устроена влюбленность, там мы начинаем лучше понимать устройство зрения как способности схватывать вещи и рассуждать о них.

Пять чувств. Художник Себастьян Штоскопф. 1633 год

Античная мысль представляет красоту как самовидимость, как некоторую выведенность в видимое свойств, которые можно было бы буквально «ощутить» и которые слово делает пластически ощутимыми, как будто доступными на ощупь. Достаточно одной цитаты из «Одиссеи» (VI, 235), когда Афина, учительница всякого ремесла, делает Одиссея прекрасным на вид: «ὣς ἄρα τῷ κατέχευε χάριν κεφαλῇ τε καὶ ὤμοις» – «именно так [как лучшие вдохновленные ею мастера] она ему излила прелесть на голову и плечи». Слово χάρις, Харита, может переводиться как «живая прелесть», а может как «харизма, обаяние», как «благодать», особая привлекательная и меняющая мир одаренность. «Пролитие» не обязательно надо понимать как свойство жидкости – мы ведь говорим, как в нас «вливается» вдохновение, – просто блеск действительно открыт не только зрению, но и другим чувствам. Мастер должен уже на ощупь чувствовать, и что изделие получается гладким, и что оно получается совершенным.

Заметим, что Афина подражает мастерам, которых сама учит, которых наставляет во всех премудрых искусствах. Она как бы обучается у своих учеников, обретает себя в зеркале своего же ремесла, требующего доводить все дела и вещи до совершенства. Послушные ученики становятся мастерами, мастерят вдохновенно прекрасные изделия, и уже Афина, увлеченная этой красотой, делает прекрасным самого Одиссея.

Так была открыта автокоммуникативность зрения: мы не просто видим что-то привлекательное и бросающееся в глаза. Мы видим мастерство, мастерское устройство вещей и, подражая им, открываем их красоту. Так Афина, подражая своим же ученицам, дарит прелесть-благодать Одиссею, чтобы ее служитель был прекрасен, достоин присутствовать среди богов и среди племени феаков. Феаки – кораблестроители, наученные лучшей мудрости, мудрости навигации, и здесь уже дело красоты, дело Афины покоряет весь мир, создает движение кораблей по открытому морю. Так у Гомера начинается дело зрения по захвату видимого мира, когда мир весь открыт, весь влюбляет в себя, но покорение пространства уже началось. Нужно только задуматься о справедливости, о ее законах, обуздывающих страсть покорения; и как только начинается это размышление, начинается и философия.

В хрустале дерзновения

Мишель Фуко в лекциях «Речь и истина»1 говорит, что в античной мысли осмыслялись не столько ложь и истина, сколько «филаутия», себялюбие, иллюзорное мнение о себе, и «парресия», дружеская дерзость, дерзновение, умение сказать другу все напрямую. Себялюбие – это лесть самому себе, которая находит и льстецов среди окружающих: даже если другой говорит нам что-то честно, то, будучи себялюбивы, мы превратим это честное и правдивое высказывание в ложь и лесть. Это своеобразный механизм «постправды» (post-truth): сами по себе отдельные высказывания могут быть правдивы, но если человек смотрит на себя иллюзорно, льстит себе, выстраивает свой ложный образ внутри себя, то даже формальная правда превращается в ложь.

1Фуко, М. Речь и истина: лекции о парресии./ пер. Д. Кралечкин, ред. М. Маяцкий. М.: Дело, 2020. 384 с.

Тогда как дерзновение – это соответствие слов и дел. Дерзновенный человек – это тот, кому доверяют, который совершает подвиги честности и поэтому может напрямую обратиться к сколь угодно вышестоящему лицу. Вышестоящее лицо и опознает в нем друга, а не просителя, не себялюбивого льстеца. Здесь ситуация уже немного отличается от начальной, гомеровской: если у Гомера Афина была культурным героем и всех научила ремеслу, то Плутарх и другие герои книги Фуко имеют в виду актуальное законодательство античного полиса или Римской державы, где уже нет отношений мастера и подмастерья. Здесь есть другое – сама гражданская жизнь выступает как место, где надо показать себя, но не в смысле простого предъявления своих достоинств, а в смысле того, чтобы быть уличенным сколь угодно вышестоящим лицом (каким может выступать и вся гражданская община полиса), и уличенным по-дружески в качестве человека, который оказался честен прямо здесь и сейчас. Именно такое понимание дерзновения было воспринято и христианством как образ дополнительного заступничества (как бы юридической консультации) святых перед Престолом Суда, наделяющего полноправием (правомочностью) всех, за кого они заступаются.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Цвет и его имя Цвет и его имя

В каком порядке народы приобретали чувствительность к цветам спектра?

Знание – сила
«Джеймс Уэбб» рассмотрел комки пыли в галактике «Сомбреро» «Джеймс Уэбб» рассмотрел комки пыли в галактике «Сомбреро»

Ядро «Сомбреро» содержит не очень активную сверхмассивную черную дыру

N+1
Удачное преображение Удачное преображение

В этой даче гармонично переплелись винтаж, панорамное остекление и русский стиль

Идеи Вашего Дома
Древние амфибии впали в летнюю спячку в ожидании мегамуссона Древние амфибии впали в летнюю спячку в ожидании мегамуссона

Древние амфибии пережидали сухой сезон в самостоятельно вырытых норах

N+1
Сила любви Сила любви

Роман Костомаров и Оксана Домнина: одна из самых красивых пар российского спорта

VOICE
Порто-франко на Суэце Порто-франко на Суэце

Какие возможности открывает российская производственная зона в Египте

Монокль
Никита Мещерский: Как король полного привода отстал от конкурентов Никита Мещерский: Как король полного привода отстал от конкурентов

Audi Quattro — культовый полноприводный автомобиль

4x4 Club
«Мы запустились на чистом энтузиазме, денег не было совсем»: режиссер Иван Соснин о фильме «Пришелец» «Мы запустились на чистом энтузиазме, денег не было совсем»: режиссер Иван Соснин о фильме «Пришелец»

Режиссер Иван Соснин — о любви к фантастике и недоверии к компьютерной графике

СНОБ
Даня Крастер: «Я заболел алкоголизмом и был отчислен из строительного — теперь зудит по поводу этого» Даня Крастер: «Я заболел алкоголизмом и был отчислен из строительного — теперь зудит по поводу этого»

Даня Крастер: невероятный разговор о популярной науке и любви ко всему новому

Maxim
Вышел из тени Вышел из тени

С какими тенями борется актер Борис Хвошнянский?

Men Today
Игорь Золотовицкий: «Ефремов и Табаков всю жизнь были рядом, притом что они могли ссориться, годами не разговаривать» Игорь Золотовицкий: «Ефремов и Табаков всю жизнь были рядом, притом что они могли ссориться, годами не разговаривать»

Наше актерское дело трудное и непредсказуемое

Караван историй
«Темная сторона средневековой Японии. Оммёдзи, мстительные духи и жрицы любви» «Темная сторона средневековой Японии. Оммёдзи, мстительные духи и жрицы любви»

Почему буддизм не заставил японцев отказаться от рыбы

N+1
Мир велик, как баобаб Мир велик, как баобаб

На скольких языках говорят африканцы?

Знание – сила
Зачарованная страна Зачарованная страна

В сердце Турции есть место, где ты почувствуешь себя будто на другой планете

Лиза
Как сериал «Ничего не говори» рассказывает о конфликте в Северной Ирландии Как сериал «Ничего не говори» рассказывает о конфликте в Северной Ирландии

«Ничего не говори»: трагедия Джин МакКонвилл и теракт в Северной Ирландии

Forbes
Палеоиндейцы изготовили иглы из костей пушных животных Палеоиндейцы изготовили иглы из костей пушных животных

Ученые выяснили, из костей каких животных изготавливали иглы палеоиндейцы

N+1
Секреты расшифровки Секреты расшифровки

Как прочесть берестяную грамоту?

Вокруг света
В погоне за трендами В погоне за трендами

Как следить за всеми модными веяниями и удачно внедрять их в свой гардероб

Лиза
22% молодых россиян рассказали об отсутствии сексуальной жизни 22% молодых россиян рассказали об отсутствии сексуальной жизни

О наличии проблем в сексуальных отношениях рассказали 51% респондентов

Forbes
Переславль-Залесский Переславль-Залесский

Славный городок, уютно расположившийся на берегу Плещеева озера

КАНТРИ Русская азбука
Иран и Израиль: прощупывая предел эскалации Иран и Израиль: прощупывая предел эскалации

Что удерживает Ближний Восток от большой войны

Монокль
В Испании выделили еще одну индустрию начального этапа верхнего палеолита В Испании выделили еще одну индустрию начального этапа верхнего палеолита

Археологи проанализировали каменные артефакты из памятника Куэва-Мильян

N+1
Как домохозяйка Джеральдин Вайс стала первой женщиной — инвестиционным консультантом Как домохозяйка Джеральдин Вайс стала первой женщиной — инвестиционным консультантом

Почти 11 лет инвесторы не знали, что консультант «Дж. Вайс» — женщина

Forbes
Тайны цирковой династии Кио Тайны цирковой династии Кио

Разобраться в хитросплетениях семейных связей династии Кио очень нелегко

Коллекция. Караван историй
Неизбывность сюжетов и снега: как прошел фестиваль «Маяк» Неизбывность сюжетов и снега: как прошел фестиваль «Маяк»

О программе фестиваля актуального российского кино «Маяк»

РБК
Многозадачность: что это и нужно ли ее развивать Многозадачность: что это и нужно ли ее развивать

Почему многозадачность не всегда полезна?

РБК
Квантовая готовность: ждет ли бизнес новая технологическая революция Квантовая готовность: ждет ли бизнес новая технологическая революция

Существует риск проспать квантовую революцию, считает Андрей Скорочкин

Forbes
ИИ наступает: что ждет российский агротех ИИ наступает: что ждет российский агротех

Зачем фермерам искусственный интеллект и беспилотники

Inc.
«Превратить жизнь в искусство»: как женщины курируют выставки и управляют музеями «Превратить жизнь в искусство»: как женщины курируют выставки и управляют музеями

Женщины России, которые смогли стряхнуть пыль со слова «музей»

Forbes
Кофе во время беременности не нарушил нервно-психическое развитие детей Кофе во время беременности не нарушил нервно-психическое развитие детей

Употребление кофе во время беременности не связано с нарушениями у детей

N+1
Открыть в приложении