«Картина антропогенеза сильно поменялась»
До сих пор считалось, что в ДНК современных людей есть следы неандертальцев и денисовцев, но недавно выяснилось, что предков было больше. Американские ученые установили, что в современных людях есть частицы ДНК другого, неизвестного прародителя
Ученые разработали алгоритм анализа геномов ARGweaver-D, который способен идентифицировать сегменты ДНК, попавшие в геном человека в результате скрещивания с другими видами, даже если этот генетический дрейф происходил тысячи лет назад и его источник неизвестен. Они применили алгоритм к геному двух неандертальцев, одного денисовца и двух людей, живших в Африке. Так и возник еще один «участник процесса» — неизвестный.
«Огонек» обратился за разъяснениями к вице-президенту Сколтеха по биомедицинским исследованиям, заведующему лабораторией Института проблем передачи информации им. А.А. Харкевича, члену Academia Europaea, доктору биологических наук Михаилу Гельфанду.
— Михаил Сергеевич, как вы оцениваете новость?
— Я бы не сказал, что новостью является то, что и кроманьонцы (то есть непосредственные предки современных людей), неандертальцы и денисовцы скрещивались друг с другом во всех возможных сочетаниях. Не новость и то, что в геномах современных людей найдены следы представителей других ветвей рода Homo. Про это уже были публикации, но в отличие от новой работы до сих пор ученые исследовали геномы современных людей (африканцев, андаманцев, жителей Индии и т. д.). То есть изучали различные популяции и вроде как обнаруживали следы неизвестного в геномах, но во всех случаях ДНК была взята у наших современников. А идея, что с этой же точки зрения можно проанализировать геномы неандертальцев и денисовцев,— это действительно новость. По крайней мере, я таких работ до сих пор не видел. Результаты этого исследования говорят нам о том, что не только непосредственные предки современного человека входили в контакты с представителями разных Homo, но это же себе позволяли и денисовцы, и неандертальцы. Задним числом, это неудивительно, но авторы не просто высказали эту идею, но и разработали новый биоинформатический метод, который позволил это проверить.
— Можно поподробнее...
— Есть Homo sapiens — это мы с вами и все остальные жители планеты Земля. Наши предки — кроманьонцы. Есть другие Homo sapiens, но жившие давно,— это неандертальцы и денисовцы. Там вопрос: считать ли их другими видами, или подвидами, либо вообще не выделять? Так всегда бывает на ранних стадиях расхождения видов. В любом случае они могли скрещиваться с кроманьонцами, иметь потомство, но, скажем так, не совсем замечательное. По крайней мере, от связи кроманьонцев с неандертальцами, по-видимому, получались плохие мальчики: бесплодные или с пониженной фертильностью (теоретически, возможно даже, что вообще нежизнеспособные) — это можно определить, анализируя геномы современных людей. Зато девочки от таких смешанных браков были нормальные, иначе откуда бы у современных евроазиатов взялись неандертальские варианты генов?
— А потомство в союзах кроманьонцев и денисовцев получалось с такими же пороками?
— А вот этого никто не знает. Единственный пример редкостной красоты генома, который мы имеем, это девочка — гибрид первого поколения, у которой папа был денисовец, а мама неандерталка. Но, чтобы судить, насколько плодовитым было потомство от союзов неандертальцев и денисовцев, ученым нужно много геномов древних людей. А их у нас, к сожалению, пока нет. То, что я сказал про бесплодность мальчиков, полученных в результате скрещивания кроманьонцев и неандертальцев, было установлено в результате сбора и анализа многих геномов: оказалось, что гены, отвечающие за мужскую плодовитость, у современного человека никогда не бывают неандертальскими. Это значит, что они «вымывались» из популяции. Но такое исследование можно провести, только имея сотню, а то и тысячу геномов: чтобы отсутствие чего-то было статистически значимым, нужны очень большие данные. С денисовцами и неандертальцами то же самое: чтобы увидеть, какие варианты сохраняются при таких скрещиваниях, а какие оказываются плохими и быстро исчезают под действием отбора, нужно много геномов.