Собака Павлова: 8 мифов о первооткрывателе условного рефлекса
Мучитель животных и детей, а также почетный шахтер. «Вокруг света» разобрался, правда ли, что…
1Иван Петрович Павлов хладнокровно причинял боль подопытным животным
Нет
До второй половины XX века, когда появились неинвазивные методы УЗИ и КТ, медики не имели выбора: изучать процессы в живом организме можно было только на животных. Павлов, исследуя пищеварение, делал собаке операцию: устанавливал фистулу, то есть выход из желудка наружу, чтобы собирать желудочный сок. Однако ученый был против «ненужного мучительства». Он требовал, чтобы операции проводили, как на людях, с соблюдением всех известных мер антисептики, искал менее опасные для жизни подопытных методы, применял анестезию в случаях, когда это не вредило эксперименту. Павлов не закрывал глаза на то, что собаки страдают, но другого пути для получения научного знания у него не было: «Когда я приступаю к опыту, связанному в конце с гибелью животного, я испытываю тяжелое чувство сожаления, что прерываю ликующую жизнь, что являюсь палачом живого существа… Но переношу это в интересах истины и пользы людям». Ученый понимал, какую роль сыграли его подопечные в развитии науки, и в 1935 году по инициативе Павлова в Ленинграде поставили памятник лабораторной собаке.
Павлов сам себя сделал амбидекстром 2
Да
Иван Петрович родился левшой. Однако он считал, что хирург должен оперировать правой рукой. Павлов сам развил ее до той же степени ловкости, что и доминантную от природы левую. Хотя играть в любимые городки предпочитал все-таки левой рукой.
Ученый ставил жестокие опыты на беспризорных детях 3
Нет
Истории, будто Павлов экспериментировал на сиротах, резал им щеки и желудки и ставил фистулы, как собакам, — старые легенды. Павлов не изучал физиологию на детях. Заблуждение связано с тем, что еще до Первой мировой войны в лаборатории ученого работал Николай Красногорский, тогда молодой аспирант, исследовавший на собаках функционирование головного мозга. Красногорский перешел в Николаевскую детскую больницу и в дальнейшем работал независимо от Павлова, и это он изучал высшую нервную деятельность детей, в том числе на примере выделения слюны. Однако никаких фистул на слюнные железы ученик Павлова детям не накладывал.