Когда-нибудь 75-й венецианский фестиваль назовут историческим

ОгонёкОбщество

Кадры вмещают всё

Когда-нибудь 75-й венецианский фестиваль, закончившийся буквально на днях, назовут историческим: на нем был представлен фильм, снятый в революционном формате 96 кадров в секунду

Материал подготовил Кирилл Журенков

В главной роли в уникальном фильме Косаковского не люди, а вода — показать ее так, как еще никто не показывал, и помогают новые технологии. Фото Stine Heilmann

Восхитительный пир для глаз», «новаторский киноопыт» и «чрезвычайно амбициозный проект» — как только не называли в прессе новый документальный фильм россиянина Виктора Косаковского. И это, конечно же, не случайно: режиссер задумал ни много ни мало кинореволюцию. Напомним, что Виктор Косаковский — величина в мировой документалистике, а премьера его фильма «Да здравствуют антиподы!» состоялась семь лет назад там же, на Венецианском кинофестивале. И вот в новом фильме «Акварела», посвященном воде, он применил новую технологию — снял его в формате 96 кадров в секунду. Для сравнения: большинство современных фильмов снимаются в формате 24 кадра в секунду. В чем разница? Разберемся.

По сверкающей глади озера Байкал едет автомобиль. Мгновение — и вот он уже исчезает, на глазах у потрясенного зрителя провалившись под воду. А вот таяние ледника и тут же — шторм на море… Первые кадры «Акварелы» впечатляют даже в трейлере, выложенном в Сети, а уж смотреть их на большом экране в уникальном формате, похоже, действительно уникальный киноопыт.

— В киноязыке было несколько революций,— говорит «Огоньку» сам Виктор Косаковский.— Как вы помните, сначала ручку проектора крутил сам киномеханик, поэтому кадры были короткими, 12 в секунду, затем 16, 18… Когда появилась механическая технология, установился формат 24 кадра в секунду — именно такое сочетание наш мозг воспринимает в качестве непрерывного движения. Дальше в кино произошло еще много революций: звук, цвет, цифровые технологии, 3D… Но вот эти 24 кадра в секунду продолжают существовать неизменно. Парадокс в том, что на самом деле мы не знаем, сколько кадров в секунду видит человеческий глаз в обычной жизни! И мы с командой доказали, что технически возможно снять фильм в формате 96 кадров в секунду и что это будет совершенно иной опыт для зрителя.

Отметим: попытки увеличить частоту кадров в кино уже предпринимались и до Косаковского, причем самыми известными кинематографистами планеты. Ну, например, в 2011 году автор «Титаника» и «Аватара» Джеймс Кэмерон представил деморолик, снятый в формате 3D с частотой 60 кадров в секунду — тогда Кэмерон предсказывал, что это залог уникальных кинотеатральных ощущений в будущем. Но если Кэмерон выступил как застрельщик, то первым, кто действитель-но попробовал продемонстрировать публике фильм, снятый по новой технологии, был Питер Джексон — его «Хоббита» показывали в формате 48 кадров в секунду… Более того, сам режиссер даже поделился со своими зрителями «конспирологической» версией того, откуда вообще взялись старые 24 кадра в секунду.

— На минимальной скорости, похоже, остановились из-за стоимости пленки,— написал он в своем Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена).— 35-миллиметровка дорога, 1 фут такой пленки составлял значительную часть бюджета любого фильма. Поэтому девять десятилетий мы жили с 24 кадрами. Не потому, что это лучший вариант — он никоим образом не лучший,— но потому, что это был наиболее дешевый вариант достичь приемлемых результатов.

Звучит убедительно, однако сам «Хоббит», при всех его художественных достоинствах, оставил у зрителей двойственное впечатление именно в том, что касалось технологии съемки. Как отмечает авторитетный онлайн-журнал о науке, технологиях и дизайне New Atlas, общее впечатление вышло смазанным — картинка стала более «телевизионной», а повышенная детализация лишь продемонстрировала искусственность декораций и нереальность грима. Зато сразу разгорелась философская дискуссия: мол, где грань между четкостью картинки и самим ощущением кино?

Еще одним неудачным стартом для новой технологии стал фильма оскароносного режиссера Энга Ли с длинным названием «Долгая прогулка Билли Линна в перерыве футбольного матча»: камерная драма о солдате, вернувшемся из Ирака, была снята в формате… 120 кадров в секунду! И вызвала очередной шквал вопросов: все, что в обычном кино было «заретушировано» (от грима до особенностей актерской игры) здесь оказалось как бы на свету. Некоторые критики ворчали, мол, сам фильм стал напоминать «школьную постановку»! Не говоря уже о том, что, к примеру, в США только два кинотеатра смогли предоставить соответствующие возможности для показа картины в формате, в котором она была снята…

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Встретимся у фонтана? Встретимся у фонтана?

Бразилия «выпускает» не только сериалы, но и моделей, причем какого уровня!

Cosmopolitan
Наш паровоз вперед летит Наш паровоз вперед летит

Одна из новинок проката — фильм режиссера Андрея Волгина «Красный шелк»

Монокль
Лариса Долина: «Я всегда верила в то, что моя звезда загорится» Лариса Долина: «Я всегда верила в то, что моя звезда загорится»

Лариса Долина не скрывает – в своей жизни она столкнулась со многими трудностями

Добрые советы
10 забытых триллеров 90-х, которые и сегодня смотрятся современно 10 забытых триллеров 90-х, которые и сегодня смотрятся современно

Крепкие фильмы, которые остались в тени Квентина Тарантина и Мартина Скорсезе

Maxim
Женщины, которые нас вдохновляют: писательницы, руководительницы, исследовательницы, — о своих героинях Женщины, которые нас вдохновляют: писательницы, руководительницы, исследовательницы, — о своих героинях

Женщины поделились историями о тех, кто больше всего их вдохновляет

Psychologies
Первая среди равных Первая среди равных

Мысли и наблюдения первой женщины-победительницы в кругосветной гонке

Y Magazine
Есть контакт Есть контакт

Как установить и почувствовать связь со своим телом

Grazia
Шаги на чердаке: жуткая история о нераскрытом убийстве в Хинтеркайфеке Шаги на чердаке: жуткая история о нераскрытом убийстве в Хинтеркайфеке

Более 100 лет назад на ферме Андреаса Грубера произошла страшная трагедия

ТехИнсайдер
Я — сноб: коллекционер Антон Козлов Я — сноб: коллекционер Антон Козлов

Коллекционер Антон Козлов — про искусство собирать современный арт

СНОБ
На всякий случай На всякий случай

Как работает система страхования в спорте

Ведомости
Едва знакомы Едва знакомы

«Едва знакомы» — проект, объединяющий людей за киноужинами

Seasons of life
Учтенный друг: что нужно знать о регистрации домашних животных в Подмосковье Учтенный друг: что нужно знать о регистрации домашних животных в Подмосковье

Как зарегистрировать питомца в Подмосковье и для чего это нужно

Forbes
«Золотая середина»: какую дистанцию выстроить руководителю между собой и сотрудниками «Золотая середина»: какую дистанцию выстроить руководителю между собой и сотрудниками

Какие ошибки чаще всего совершают менеджеры, и как найти баланс в дистанции

Inc.
Леди Гага от декаданса: как маркиза Луиза Казати стала королевой эпатажа Леди Гага от декаданса: как маркиза Луиза Казати стала королевой эпатажа

Как середине XX века итальянская аристократка стала Леди Гагой своего времени

Правила жизни
Ген ожирения объединил людей с собаками Ген ожирения объединил людей с собаками

Ученые выявили у собак ген, связанный с развитием ожирения

N+1
«Дорожная карта» для наблюдений за погодой «Дорожная карта» для наблюдений за погодой

Минсельхоз совместно с Росгидрометом планируют развивать систему метеостанций

Агроинвестор
Немного науки в арктической воде Немного науки в арктической воде

Что исследователи знают о косолапых пловцах

Weekend
Само совершенство Само совершенство

Что скрывается за яркой внешностью и почему мы пытаемся этим поднять самооценку

Лиза
Ударные АПЛ европейских стран НАТО Ударные АПЛ европейских стран НАТО

Лодки класса «Трафальгар» проектировались для противостояния советским подлодкам

Наука и техника
Актер сериала «Универ. Молодые» Влад Прохоров рассказал, какие качества в девушках ценит больше всего Актер сериала «Универ. Молодые» Влад Прохоров рассказал, какие качества в девушках ценит больше всего

Актер Влад Прохоров рассказал о своих главных требованиях к девушкам

VOICE
Аслан Шукаша: «Делиться планами — опасно!» Аслан Шукаша: «Делиться планами — опасно!»

Аслан Шукаша: как он выходит из тупиков и на какие вопросы не отвечает публично

ЖАРА Magazine
Символ на перекрестке современных философий Символ на перекрестке современных философий

Знак — это условность, которая превращает отдельные вещи в их меру

Знание – сила
«Чистейший образец» «Чистейший образец»

Составить цельный образ Натальи Николаевны Гончаровой — сложная задача

Дилетант
Дэвид Линч Дэвид Линч

Правила жизни кинорежиссера Дэвида Линча

Правила жизни
Экономика кухни: как решить больной вопрос Экономика кухни: как решить больной вопрос

За время работы в индустрии я не помню такой турбулентности

Bones
Андрей Синявский Андрей Синявский

Андрей Донатович Синявский — фантаст, философ и филолог

Дилетант
Я — это часть алфавита Я — это часть алфавита

Режиссер Дима Крестьянкин — о непохожести каждого из нас друг на друга

Seasons of life
Время раскручивать гайки Время раскручивать гайки

Трамп, санкции и ресурсы: началась новая игра политиков?

Ведомости
Крепкий фундамент Крепкий фундамент

Особенности взаимоотношений российских яхтенных дилеров с британскими верфями

Y Magazine
Не за что судить Не за что судить

Тайны советского туризма 70-х: почему некоторые не возвращались из походов?

Дилетант
Открыть в приложении