Франчайзинговая терапия
С 10 по 12 сентября в Москве в «Экспоцентре» пройдет одна из крупнейших в мире выставка франшиз — BUYBRAND Expo. По оценкам ее организаторов, суммарный инвестиционный потенциал посетителей выставки в этом году составит более 800 млн долларов. Эксперты считают, что именно франчайзинг в ближайшем будущем может существенно оздоровить бизнес-климат России и поможет увеличить количество малых и средних предприятий в стране.
В России сегодня работает около 2 млн 848 тысяч малых предприятия (включая микропредприятия). В них заняты около 12 млн человек. Учет этих компаний содержится в Едином реестре малого и среднего предпринимательства, составляемом Федеральной налоговой службой. Совокупный оборот малых предприятий в 2016 году (более новые данные пока не публиковались) составил 16 трлн 338 млрд рублей, то есть около 20 процентов от общего валового внутреннего продукта РФ, что, по словам экспертов, в разы меньше, чем, например, в Евросоюзе, США, Китае и Австралии. «В частности, в Евросоюзе доля малого бизнеса в ВВП в среднем составляет 57 процентов, в Австралии — 80»,— говорит генеральный директор компании EMTG, организатор Международной выставки франчайзинга BUYBRAND Expo Екатерина Сойак. К тому же, по ее словам, «в последние три года у россиян фиксируется довольно слабый спрос на открытие собственного дела по сравнению с периодом до 2014 года».
При этом 1 марта 2018 года в послании Федеральному собранию президент РФ Владимир Путин заявил, что к 2025 году доля малого и среднего предпринимательства в ВВП России должна увеличиться до 40 процентов. По мнению экспертов, достичь этого реально и поможет в том франчайзинг. «Сейчас актуальными становятся бизнесы, требующие не самых крупных вложений и способные довольно быстро себя окупить. Самый простой и выгодный вариант открыть свое дело в России — купить франшизу. Это уже готовый и обкатанный бизнес, инвестиции в который в среднем составляют от 1 до 10 млн рублей в зависимости от направления и формата»,— говорит Екатерина Сойак.
Не в свое дело
По данным компании EMTG, которая является организатором ежегодной Международной выставки франшиз BUYBRAND Expo, потенциал развития франчайзинговых предприятий в России оценивается в 400 тысяч точек, а вклад франчайзинговых компаний в ВВП страны к 2020 году прогнозируется в 500 млрд рублей ежегодно.