Эволюция франчайзинга
Сегодня франчайзинг остается одной из самых востребованных бизнес-моделей в России, и с каждым годом его популярность только растет. При этом в данном сегменте предпринимательства на смену сетевым кафе и барбершопам постепенно приходят социальные проекты, касающиеся детского образования и услуг для старшего поколения
По данным компании EMTG, организатора одной из самых авторитетных международных выставок франшиз в России — BUYBRAND Expo, сейчас в нашей стране работают около 3 тысяч франчайзеров и действуют свыше 70 тысяч франчайзинговых точек. При этом примерно 20 процентов рынка занимают франшизы с небольшим объемом инвестиций (до миллиона рублей). Однако 3 тысячи франчайзеров далеко не предел, считает гендиректор компании EMTG Екатерина Сойак: «Потенциал для роста есть. Количество франчайзинговых компаний увеличивается на 15 процентов в год. Растет также интерес к развитию бизнеса по данной модели и со стороны потенциальных франчайзи. Эту тенденцию мы фиксируем и по нашим выставкам франшиз — Buybrand Expo и Buybrand Franchise Market. Посещаемость этих мероприятий стабильно растет, и в этом году на весенней выставке побила трехлетний рекорд».
По оценке руководителя каталога франшиз Franshiza.ru Анны Рождественской, сейчас в стране насчитывается 2250 франчайзеров, а рынок франчайзинга в России за последний год вырос на 19 процентов. Эксперт говорит, что в основном рост произошел за счет российских предпринимателей, а не иностранцев. «Сама по себе структура интереса к франчайзингу в десятке крупных городов почти не изменилась. Это по-прежнему Москва, Санкт-Петербург, Краснодар, Новосибирск, Самара и Екатеринбург. Но в целом малые города отвоевывают все большую долю в географии, уже более 20 процентов франчайзинговой аудитории проживает в городах с населением менее 300 тысяч человек»,— констатирует госпожа Рождественская.
Такая статистика свидетельствует о том, что в российских регионах становится больше предпринимателей, которые задумываются либо о диверсификации существующего бизнеса, либо об открытии нового по франшизе. «Если раньше мы наблюдали экспансию франчайзеров из Москвы и Санкт-Петербурга в регионы, то теперь видим активное развитие региональных франчайзеров. Часть из них, укрепившись в своем регионе, выходит на федеральный уровень»,— отмечает Екатерина Сойак.
По данным Российской ассоциации франчайзинга (РАФ), в настоящее время на российском рынке существует свыше 2 тысяч франшиз, работающих в различных секторах ритейла, сервиса, медицинских услуг. Более 30 процентов из них сосредоточено в столице. «Однако если совсем недавно московские компании активно шли в регионы, то сейчас вектор изменился — региональные франчайзинговые проекты с успехом покоряют столицу»,— отмечает президент РАФ Агнесса Осипова.
Кризис роста
Гендиректор EMTG Екатерина Сойак говорит, что сейчас россияне стали подходить к выбору и покупке франшизы все более осознанно, равно как и владельцы франшиз к отбору франчайзи. Осторожные бизнесмены также стали больше внимания обращать на возраст самой сети и количество лет ее работы по франчайзингу. «Становится все меньше компаний, которые продают франшизы только лишь бы что-то продать,— говорит Екатерина Сойак.— Франчайзинг — это прежде всего партнерство, и мы видим, что российский бизнес приходит к этому пониманию».
Сложная экономическая ситуация в стране, по мнению экспертов, вовсе не мешает развитию франчайзинга. Напротив, оказавшись в трудных условиях, бизнес в России ищет способ развиваться с меньшими рисками и затратами. Франчайзинг в этом случае оптимален как для того, кто хочет масштабировать уже существующий бизнес, так и для того, кто находится на старте и только ищет варианты открытия собственного дела. Кроме того, сейчас внимание франчайзингу стали уделять некоторые российские производители, которые хотят наладить собственную розницу.