Достучались до небес
На президиуме РАН, созванном после нескольких публикаций «Огонька», состоялся жесткий «разбор полетов», после которого было принято революционное решение по проблеме, которая считалась «нерешаемой».
![](https://cs.kiozk.ru/content/uty/xsa/28s/bshinuxifmgzvq72iu7vry4/art/71744/zup6o4ce.jpg?v=1&temp_url_sig=EhD_K-ccSckU3jb0zL2VwQ&temp_url_expires=1738958461)
Как стало известно редакции, на собрании президиума РАН, состоявшемся 24 сентября, горячо обсуждался вопрос, поднятый в трех недавних публикациях «Огонька», посвященных уничтожению урожая трититригии — уникальной многолетней пшеницы на территории НЭХ «Снегири» под Москвой.
Напомним кратко канву сюжета. Работа над выведением многолетнего сорта была начата еще академиком Цициным почти 90 лет назад, в прошлом году трититригия была запатентована, но урожай собрать не успели — его в августе измельчили «в ноль» косилкой КИР-1,5, которая не оставляет живыми даже семена. Такими косилками-измельчителями очищают земельные участки от сорняков. В данном случае поля «облагораживали» для придания товарного вида перед передачей под девелоперскую застройку — по протоколу правительственной комиссии, подписанному среди прочих ее членов вице-президентом РАН, земельные участки в Снегирях изымались из «научного оборота» и уходили к новым владельцам. Об этом и рассказывал «Огонек» в двух первых публикациях (№ 35, 2020, «Как престиж России сровняли с землей», «Золотые сотки»).
После выхода этих заметок в уважаемом учреждении случился большой шум, повлекший организационные последствия — аппаратные активисты РАН затеяли арьергардные бои, расписав программу оборонительных мероприятий. Состоялась, в частности, пресс-конференция с представлением «мотивирующих документов», появились пресс-релизы и публикации в ведомственной прессе, призванные преподнести отчуждение земельных участков как «административно обоснованное» и отвести подозрения от академического руководства в халатности и близорукости. Была даже предпринята попытка опорочить саму идею многолетней селекции, дескать, скосили — и не жалко, поскольку смысла в трититригии вовсе нет (даром что селекция велась с 20-х годов и не важно, что пшеница запатентована и внесена в реестр селекционных достижений. Впервые в мире).
Выглядело все это настолько нелепо и беспомощно, что потребовалась третья публикация в «Огоньке», вышедшая в понедельник, 21 сентября (№ 37 «Битва не за урожай»). И вот уже после нее (в четверг, 24 сентября) состоялось заседание президиума РАН с разбором селекционно-земельных «полетов».
Директор Главного ботанического сада РАН Владимир Упелниек, который и довел разработку академика Николая Цицина до патента и признания абсолютного приоритета России, ожидал от этого собрания худшего — вплоть до ассоциаций с приснопамятной сессией ВАСХНИЛ 1948 года, когда громили генетику как «дворовую девку империализма». Но мрачные ожидания не сбылись, и все случилось ровно наоборот.
Мало того, что разошлась волна от уничтоженного в Снегирях урожая, дойдя до высоких кабинетов в разных весомых организациях, так еще накануне собрания президиума РАН было опубликовано сообщение из США, из которого следовало, что на исследования многолетности злаков там выделено 10 млн долларов: работы, признанные в Америке приоритетным направлением, начались с 1 сентября.
Вопросы, по рассказам очевидцев, были заданы в предельно жесткой форме.
Участники мероприятия не скрывали: собрание с самого начала пошло не по традиционному сценарию. Академики неожиданно и поддержали саму разработку, и возмутились неразберихой с землей, а вишенкой на торте стало ошеломительное заявление директора департамента координации деятельности организаций в сфере сельскохозяйственных наук Министерства науки и высшего образования Вугара Багирова, который предложил отдать все земли НЭХ «Снегири» Главному ботаническому саду (ГБС), а это 800 гектаров (для сравнения: это больше, чем у Тимирязевской академии). Более того, Вугар Багиров, помимо земли, предложил отдать ГБС и животноводческий комплекс с зебувидными коровами, которые не болеют лейкозом и тоже когда-то были разработкой ГБС.
Накануне, правда, было мнение отдать все земли НЭХ «Снегири» и животных Всероссийскому институту животноводства, но вступительное слово президента РАН Александра Сергеева, видимо, возымело шокирующее действие. А рядом с таким «царским» подарком вопросы из разряда «как допустили» просто померкли…
Что ж выходит? Похоже на победу.
Вице-президент РАН Ирина Донник сказала после собрания: «Победил здравый смысл, о котором начали первыми говорить журналисты. Спасибо им. А ученым надо быть настойчивее в своей защите и аккуратнее при работе с договорами на землю». Академик-секретарь отделения сельскохозяйственных наук РАН Юрий Лачуга заявил, что исследования трититригии надо продолжать в нескольких регионах страны для выявления ее экономического эффекта. А президент РАН Александр Сергеев, вникнув в суть селекционного вопроса досконально после дискуссии (он физик), высказался за то, чтобы провести переговоры с ДОМ.РФ, которому перешли права на земельные участки, и договориться, чтобы через год все же собрать урожай со скошенного поля, раз уж пшеница многолетняя — она отрастет заново по весне и к сентябрю выйдет в колос. Лишь бы с застройкой повременили…