Апокалипсис мяу
В российский прокат вышел фильм «Аванпост» режиссера Егора Баранова. Первый отечественный киберпанк поражает количеством бессмысленных жертв, жестокостью внушаемых идей и привычной уже нелогичностью сюжета
Одна из самых известных цитат советского кино — строчка из песни сериала «Следствие ведут знатоки»: «если кто-то кое-где у нас порой (честно жить не хочет)». Острословы уже много раз посмеялись над изощренной уклончивостью этой фразы. Но они еще не видели фильма «Аванпост». По сюжету в недалеком будущем большая часть нашей планеты внезапно погрузилась во мрак, связи с другими континентами нет, остался только небольшой «круг жизни», включающий в себя в том числе и Россию. Но весь этот кошмар описывается в кино единственной фразой «чтото произошло» — даже спустя месяц, даже в новостях по телевизору. Это, надо полагать, официальная формулировка?.. Если ты берешься за такой непривычный для нас жанр, как киберпанк, если хочешь описать мировой катаклизм — будь любезен, соответствуй его масштабу, подбери соответствующие слова. Когда мир на экране затопило или засыпало, очень важны детали — самые невзрачные детали быта — для того, чтобы мы поверили в реальность произошедшего. «Запасов продуктов хватит надолго»,— сообщает нам теледикторша, чтобы, так сказать, заранее предупредить упреки критиков. С топливом, продуктами тоже перебоев нет, как мы понимаем. Откуда все это — если мировые торговые связи нарушены, если девять десятых мира больше не существуют?.. Будем надеяться, что сработала программа импортозамещения. Государственное телевидение по-прежнему работает, дискотеки какие-то пляшут, такси все того же желтого цвета, Москва вся в неоновых огнях, связь есть, интернет есть, котиков, вероятно, по-прежнему постят. Какой-то однобокий апокалипсис получается, как договорной матч, просто «апокалипсис мяу».
Ребята, хочется сказать авторам. Даже если тьма по случайности обошла великий город — едва ли жизнь в нем будет прежней. Если родина в опасности, вряд ли она будет жечь электричество, как прежде, на всю катушку. Едва ли Москва будет сиять, как новогодняя елка. Но такая особенность у российской фантастики. Про других можно фантазировать что угодно, но у нас самих всегда все остается по-прежнему, никаких изменений, стабильность.