Работа Роя Андерссона «О бесконечности» получила награду за лучшую режиссуру

ОгонёкКультура

«Я предпочитаю изображать проигравших»

На 76-м венецианском кинофестивале новая работа Роя Андерссона «О бесконечности» получила награду за лучшую режиссуру. «Огонек» поговорил с режиссером

Беседовала Татьяна Розенштайн, Венеция

Рой Андерссон не считает себя ни пессимистом, ни предсказателем

В туманном скандинавском городе, который похож на все северные города и в то же время не похож ни на один из них, происходят на первый взгляд обычные истории. Кто-то случайно встретил на улице одноклассника, с которым плохо обходился в школе; семейная пара ссорится из-за измены одного из супругов; а другая семейная пара разминулась на вокзале — и теперь каждый из них переживает маленький, но болезненный урок одиночества. У следующей героини сломался каблук. У очередного героя забарахлила машина. У фильма нет цельной структуры или объединяющих героев, разве что местный священник так или иначе присутствует во всех сценах. Возможно, мы видим мир его глазами?.. Или это мир самого Роя Андерссона, главного шведского кинорежиссера, отмеченного за свои фильмы всеми главными международными наградами? Нынешний фильм, также удостоенный награды в Венеции за лучшую режиссуру, является размышлением о человеческой жизни во всей ее красоте и жестокости, великолепии и банальности. Еще одна картина на такую излюбленную Андерссоном тему — о том, как «трудно быть человеком».

— В вашем фильме нет единого — привычного — сюжета, героев, обстоятельств. Но все же чем-то все сюжеты и герои неуловимо связаны. Есть ли общий принцип, структура, которой подчиняется ваша картина?

— На самом деле тут даже нет особенной загадки! Мой фильм разбит на отдельные сюжеты, короткометражки, объединенные одним рассказчиком — это понятно. С чем бы это сравнить… Свое вдохновение я черпал из известного литературного произведения «Тысяча и одна ночь» — сборника историй, рассказанных Шахерезадой своему мужу, царю, чтобы отложить ее несправедливую казнь. Она рассказывала ночь за ночью свои истории и прерывала повествование на самом интересном месте, чтобы ее слушатель желал услышать продолжение. Так в течение 1001 ночи она поддерживала интерес супруга и при этом оставалась в живых. В какой-то момент царь отменил приказ о ее казни. Мои истории тоже рассказывает женщина, может быть, реальная, а может быть, ангел. Я никогда не пользовался «голосом за кадром» в других своих работах, но мне всегда нравилось, как это сделал Ален Рене в картине «Хиросима, моя любовь». Там женский голос описывает то, что зрители одновременно видят на экране. Моя задача состояла в том, чтобы зритель, как и царь в «Тысяче и одной ночи», хотел бы, чтобы фильм никогда не закончился. Вот такая у меня была сверхзадача. Хочется верить, что мне это почти удалось.

— Почти все ваши истории — это рассказы о проигравших в этой жизни. Иногда можно сказать даже — о людях падших…

— В наше время, когда самые популярные фильмы снимаются про супергероев, мне хочется снимать картины о людской уязвимости. Уязвимость — очень важная черта человеческого характера. Если не знать о человеческой уязвимости, мы не сможем относиться друг к другу с деликатностью и уважением. Мне неинтересны победители, я предпочитаю изображать проигравших. Я встречаю их каждый день в повседневной жизни: на улицах, в ресторанах, в парках, а потом переношу на экран в более абстрактном, если хотите, возвышенном виде. Как однажды сказал Матисс, когда создаете картину, избавьте ее от всего лишнего. Таким приемом я могу пользоваться, только когда работаю в студии. Мой нынешний фильм — о жизни разных людей, он фокусируется именно на самых ничтожных или несущественных моментах их бытия, которые, однако, приобретают то же самое значение, что и важнейшие исторические события. Вот пара летает над разрушенным войной Кельном; идя по дороге, отец останавливается под проливным дождем, чтобы наклониться и завязать шнурки своей дочери; побежденная армия идет в лагерь для военнопленных; священнику, который потерял веру, снится, как горожане заставляют его нести крест на Голгофу. Это бесконечный калейдоскоп всего человеческого, история уязвимости нашего существования. В некотором смысле все мы проигравшие, потому что жизнь любого из нас является цепью трагических событий. Все людские ошибки, конфликты, войны, ссоры начинаются из-за нашего высокомерия. В этот момент мы забываем о своей людской уязвимости и верим, что всегда выйдем победителями. Если мы ими действительно и становимся, то лишь на короткое время. Когда мне было 27 лет, я снял свою первую картину «Шведская история любви», которая имела колоссальный успех и символизировала период моего высокомерия. Тогда мне казалось, что я всегда буду победителем, никогда не проиграю, если буду усердно работать. А мой следующий фильм «Гилиап» стал самым громким провалом в истории

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Основной драйвер — бюджет Основной драйвер — бюджет

Прогноз на 2020 год от главного экономиста ВЭБ.РФ

Эксперт
Разная красота: первая модель со «змеиной кожей» Разная красота: первая модель со «змеиной кожей»

Джейза Гэри родилась с ихтиозом — редким наследственным заболеванием

Cosmopolitan
Украшай и властвуй Украшай и властвуй

Какое украшение стало настоящим must-have?

Grazia
Почему замужние женщины отказываются от секса Почему замужние женщины отказываются от секса

Сексуальная жизнь пары может сойти на нет по разным причинам

Psychologies
Почему не стоит точить нож газонокосилки самостоятельно, не имея опыта? Почему не стоит точить нож газонокосилки самостоятельно, не имея опыта?

Советы по самостоятельной заточке ножей газонокосилки

CHIP
Менопауза: почему и когда наступает климакс и как к нему подготовиться Менопауза: почему и когда наступает климакс и как к нему подготовиться

Как отодвинуть наступление менопаузы и что сделать, чтобы процесс прошел мягко?

Psychologies
Памяти великого театрального режиссера Марка Захарова Памяти великого театрального режиссера Марка Захарова

В возрасте 85 лет ушел из жизни Марк Захаров — руководитель «Ленкома»

Esquire
Нижние котлы Нижние котлы

В попытках построить земной рай люди неизбежно устраивают настоящий ад

GQ
Сигнал тревоги Сигнал тревоги

Где грань между нормальной реакцией и патологией?

Лиза
Кремль отменил массовые беспорядки: что показали суды по «московскому делу» Кремль отменил массовые беспорядки: что показали суды по «московскому делу»

Суд приговорил двух участников акции к реальным срокам за применение насилия

Forbes
Как выбрать электрическую газонокосилку: советы от профи Как выбрать электрическую газонокосилку: советы от профи

О разнице между газонокосилками и о наиболее популярных моделях

CHIP
Интриги Единого дня голосования Интриги Единого дня голосования

Ждать ли вторых туров на губернаторских выборах и отмены прямого голосования

Эксперт
Элизабет Макговерн: Не все леди делают это Элизабет Макговерн: Не все леди делают это

В пятьдесят она стала экранной супругой графа Грэнтэма в «Аббатстве Даунтон»

Караван историй
Главные часовые новинки 2019 года Главные часовые новинки 2019 года

Главные достижения прогресса на службе у часового ­искусства

GQ
Проклятие Нобеля: почему самая известная в мире премия мешает развитию науки Проклятие Нобеля: почему самая известная в мире премия мешает развитию науки

Брайан Китинг и его книга «Гонка за Нобелем»

Forbes
Рама Тайский: король в законе Рама Тайский: король в законе

Сегодняшний тайский король даст фору Калигуле

Maxim
Как записать видео с экрана Как записать видео с экрана

Необходимость записать видео с происходящим на экране может возникнуть у каждого

Популярная механика
6 ключей, чтобы продлить любовь 6 ключей, чтобы продлить любовь

Шесть моделей поведения, которые делают любовные отношения счастливыми

Psychologies
9 выставок, которые стоит посетить в октябре 9 выставок, которые стоит посетить в октябре

Почему в музеях стало так много текстиля

GQ
12 признаков излечения от токсичного детства 12 признаков излечения от токсичного детства

Недостаток любви и токсичные отношения в детстве сказываются на взрослой жизни

Psychologies
Русский путь в Европу. Как разогнать экономику и не остаться на обочине Русский путь в Европу. Как разогнать экономику и не остаться на обочине

Президент Франции Эммануэль Макрон называет Россию глубоко европейской страной

Forbes
Сообщение получено Сообщение получено

Писатель Дмитрий Глуховский объяснил, почему кино — хорошо, а литература — лучше

Glamour
Кого из российских музыкантов слушать прямо сейчас: 10 новых имен Кого из российских музыкантов слушать прямо сейчас: 10 новых имен

Молодые музыканты, которые наверняка осядут в вашем плей-листе

РБК
30 удовольствий и приключений для двоих 30 удовольствий и приключений для двоих

Пары, которые играют вместе, остаются вместе

Psychologies
10 самых красивых гимнасток России — девушки со стальным характером 10 самых красивых гимнасток России — девушки со стальным характером

Они грациозны, женственны и… очень трудолюбивы!

Cosmopolitan
Чтобы создать гениальный часовой механизм, нужно уметь рисковать Чтобы создать гениальный часовой механизм, нужно уметь рисковать

Этому учит нас Шарль Вермо, спасший мануфактуру Zenith

GQ
Это еще не крах, но очень неприятно Это еще не крах, но очень неприятно

Нестыковки в нацпроектах отодвигают начало ускорения экономического роста

Эксперт
Что нужно знать о новой коллекции Эрдема Моралиоглу Что нужно знать о новой коллекции Эрдема Моралиоглу

Дизайнер рассказал, как близкая подруга Фриды Кало повлияла на его творчество

Vogue
Актер года: Павел Деревянко Актер года: Павел Деревянко

Образ коррумпированного мэра в сериале «Домашний арест» попал в резонанс

GQ
Защита Риббентропа Защита Риббентропа

1 октября 1946 года Международный военный трибунал в Нюрнберге вынес приговор

Дилетант
Открыть в приложении