Культура | Выставка
Тридевятый вал
На этой неделе в Третьяковской галерее открывается выставка Ивана Айвазовского (1817–1900), художника, победившего всех своих критиков
На выставку Айвазовского наверняка встанут очереди, она вызовет споры не менее страстные, чем те, что шли вокруг Гелия Коржева. Потому что Иван Константинович, с одной стороны, фигура грандиозная. По легендам, за свою долгую 82-летнюю жизнь он создал 6 тысяч произведений и провел более сотни персональных выставок. С другой же стороны, точка зрения на него устоялась, и она, мягко говоря, ироничная. Профессор МГУ, доктор искусствоведения Д.В. Сарабьянов, рассказывая об Айвазовском, описывал дореволюционную карикатуру: на ней художник был изображен верхом на игрушечной железной дороге, вокруг стояли холсты, и, переезжая от одного к другому, стахановским методом мастер живописал свои марины. Ну и крылатая чеховская фраза из «Дяди Вани» — «Сюжет, достойный кисти Айвазовского!» — не оставлял сомнений, что поздние современники относились к мэтру тепло, но без лишнего или, может быть, даже должного пиетета. Вместе с тем в следующем году исполняется 200 лет со дня рождения Ивана Константиновича. И чем больше время отделяет нас от него, тем масштабней становится все им содеянное, это касается и искусства, и всех его других, так сказать, жизненных проектов.
Он родился в Феодосии в семье мелкого армянского торговца. Фамилия его предков звучала как Айвазян (или Гайвазян). Способности к рисованию и музыке проявились в самом юном возрасте, равно как и талант дружить и добиваться восхищения окружающих. Среди поклонников его дарования был мэр Феодосии Александр Казначеев, при поддержке которого Айвазовский окончил училище, гимназию и был зачислен в Петербургскую академию художеств на полное гособеспечение. Академию он окончил за четыре года вместо положенных шести, выпустился по классу батальной живописи, получив Золотую медаль за картину «Штиль». Ему было только 20 лет.
Со временем Айвазовский перестал быть contemporary art. Его вздыбленная морская стихия с каждым десятилетием казалась все большим анахронизмом
В 23 уезжает на четыре года на стажировку в Европу. Он объездил ее всю, от Англии до Испании и Португалии, причем не робким учеником, а вполне успешным художником: участвовал в выставках, продавал свои работы, получал награды, в частности Золотую медаль Парижской академии художеств и медаль от папы римского Григория XVI.