Россия и мир|Инициатива
«Лагерь — не ”камера хранения“»
Сегодня в России нет единого федерального органа, отвечающего за организацию детского отдыха. Минобрнауки предлагает взять детские летние лагеря под свой контроль, наладив их сертификацию. Инициатор перемен — министр образования и науки России Дмитрий Ливанов — объяснил «Огоньку», как сделать детский отдых не только безопасным, но и полезным
Дмитрий Викторович, после трагедии на Сямозере, в лагере, который фактически никем не контролировался, президент поручил изменить систему управления детским отдыхом. Теперь Минобрнауки возьмет под свое крыло все 50 тысяч детских лагерей по всей стране?
— Действительно, в последние годы система детского отдыха была как дитя у семи нянек: вроде и под контролем, но в то же время ответственность никто не несет. Сейчас организацией отдыха и оздоровления детей занимается Минтруд, а его методическое наполнение — у Минобрнауки. В то же время в регионах этой сферой занимаются департаменты культуры, соцразвития, молодежи. Единого подхода нет.
Сегодня, выполняя поручение президента, мы подготовили доклад в правительство, где, по сути, предлагаем передать контроль за всей системой детских лагерей нашему ведомству. Это пока только предложение, вопрос еще требует детального обсуждения с коллегами из других министерств и ведомств, с общественностью…
Сейчас Минобрнауки России подведомственны четыре лагеря федерального значения — «Артек», «Орленок», «Смена» и «Океан». Традиционно главную роль здесь играет образовательный компонент, поэтому логично, что основную ответственность за них несет Минобрнауки. Однако на сегодняшний день мы полагаем, что во всех российских лагерях дети должны не просто отдыхать на море, совершать прогулки, получать здоровое питание и др. Лагерь не может превратиться в своего рода «камеру хранения» для ребенка. Дети активно развиваются, у них сильно развито восприятие, они всегда открыты новым знаниям… К слову, в России летние каникулы одни из самых длинных среди развитых стран — 3 месяца. Для сравнения: в США дети отдыхают 2–2,5 месяца, в Канаде и Франции — 2 месяца, в Германии — 6 недель, в Китае — месяц. Лето — огромный ресурс для того, чтобы помочь детям в развитии их талантов и способностей, создать новые условия для обучения. Именно поэтому мы считаем, что этим ресурсом можно и нужно управлять, создавать государственную политику в сфере организации детского отдыха.
— Значит, летом в лагерях дети вновь будут садиться за парты? А как же отдых?
— Не совсем так. Для детских лагерей существуют совсем другие образовательные программы, это не уроки в традиционном их понимании. Это, например, специальные тематические смены, когда к детям приезжают известные люди, устраивают мастер-классы, учат ребят, дают игровые задания. Занятия по истории могут проходить на местах археологических раскопок, в музеях, во время тематических прогулок. В «Орленке», например, теперь есть возможность проводить занятия на воде: «Росморпорт» на днях подарил лагерю весьма внушительный катамаран «Сочи-1» на 300 мест. Детям устроили настоящий праздник, мы приезжали на торжественную церемонию. Для ребят это не просто возможность выходить в море… Они будут дружить лагерями: теперь «орлята» смогут ходить к «артековцам», к своим друзьям из «Смены», устраивать соревнования между сменами.
Во всероссийских детских центрах много талантливых специалистов, которые совершенствуют педагогические практики. Так, в прошлом году мы во второй раз составили рейтинг лучших программ летнего оздоровительного отдыха, исследуя опыт всех российских регионов. Отбор осуществлялся экспертным сообществом по критериям: актуальность, новизна, соответствие социальным и общественногосударственным потребностям.