Владислав Иноземцев: Национальные проекты: слова и дела
В России принято скептически оценивать любые масштабные инициативы в экономике, исходящие от власти. И тем не менее те самые национальные проекты, о которых много говорится с самых высоких трибун, могут наконец-то принести и реальную пользу бизнесу
На этих выходных в повестке дня высших руководителей правительства России вновь оказались так называемые национальные проекты, которые в последнее время считаются своего рода палочкой-выручалочкой, способной вывести российскую экономику на траекторию роста. Премьер Дмитрий Медведев, выступая в Москве на политической конференции возглавляемой им «Единой России», признал, что «уровень информированности [населения] о том, что происходит [в части реализации нацпроектов], очень низок» и рекомендовал однопартийцам активнее проводить разъяснительную работу на самых разных уровнях с использованием различных информационных ресурсов. Первый вице-премьер Антон Силуанов в тот же день посетил с рабочим визитом Пермь, проведя в одном из ведущих промышленных центров России совещание по реализации трех курируемых им нацпроектов, посвященных производительности труда и занятости, поддержке малого и среднего предпринимательства, а также развитию экспортоориентированных отраслей промышленности. Обстановка на мероприятиях была столь же различной, сколь различны и сами отдельные национальные проекты.
О национальных проектах сегодня говорят действительно много, однако, на мой взгляд, никто не замечает, что 12 масштабных программ легко разделяются на две большие группы. Первая, доминирующая, к которой можно отнести программы демографического развития, совершенствования медицины, образования, науки и культуры, развития транспортной инфраструктуры, городского хозяйства и природоохранной деятельности, а также цифровизацию экономики, объединяет, скажем мягко, те направления, которые требуют огромных трат (бюджет нацпроекта по транспорту — 4,8 трлн рублей, по экологии — 4 трлн, по демографии — 3,1 трлн, по здравоохранению — 1,7 трлн и даже по цифровизации — 1,6 трлн рублей), но основные ориентиры которых сформулированы в довольно обтекаемых формулировках. Вторая, кажущаяся маргинальной и объединяющая как раз те три проекта, которые обсуждались не в Москве, а на Урале, обращена на поиск и создание дополнительных источников доходов бюджета, выглядит на порядок рачительнее (общие затраты на три проекта не достигают и 1,5 трлн рублей в перспективе до 2024 года) и прописана в гораздо больших деталях. Главной причиной проведенного в Перми совещания Силуанов называл, кстати, не популяризацию нацпроектов, а «необходимость получить обратную связь о том, как реализуются проекты, ответить на вопросы, которые есть у предпринимателей» — и стоит признать, что