«Обрусевшие» роллы. Как россияне полюбили японскую кухню
Японская кухня занимает третье место по популярности в мире после итальянской и китайской. В 2013 году она вошла в список нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО. По приблизительным данным, в разных странах мира открыты более 100 тысяч ресторанов японской кухни, особое место она занимает и в гастрокультуре нашей страны. Чем обусловлен феномен популярности, какие трансформации пережила японская кухня в России и какие суши предпочитают россияне, рассказывает основатель сети ресторанов «Сан Суши Сендо» Виталий Лапин.
Неяпонская кухня
Японская кухня пришла в Россию с Запада. После Великого землетрясения Канто в 1923 году, практически полностью разрушившего Токио и Иокогаму, оставшиеся без жилья японцы массово эмигрировали в Европу и США, привезя туда и свою традиционную кухню, включающую «хосомаки» — «комочки» с рисом и сырой рыбой, обернутые сверху листом нори, или «классические суши», как их называют в России.
Суши заинтересовали европейцев и американцев, однако им было непривычно есть сырую рыбу, и ее заменили слабосоленой. Изменились и сами суши: на смену монороллам с одним ингредиентом (тунец, лосось, угорь, чука или огурец) пришли «американизированные» роллы. «Филадельфия», «Калифорния», «Аляска» — это составные роллы, вывернутые «наизнанку», c большим количеством ингредиентов, появившиеся в 80-х годах в США. Они скручены так, что лист нори находится внутри, а сверху ролл обернут рыбой, или обсыпан икрой либо кунжутом. Внутри, в зависимости от ролла, — сыр «филадельфия», крабовое мясо или палочки, икра, авокадо или огурец.
В это же время суши и роллы пришли в Россию: в 1980 году в Москве открылся первый ресторан японской кухни «Сакура», в 90-е годы японская кухня начала распространяться в крупных городах страны, но пик популярности пришелся уже на XXI век.