Обманчивая стабильность. Чем чревата расслабленность правительства и ЦБ
Если уж сравнивать кризисы, то не лишним было бы напомнить, что после 1998 года российская экономика за 10 лет мало что не удвоилась, и реальные располагаемые доходы населения в эти годы росли опережающими темпами. После 2008 года мы получили «потерянное десятилетие», а после 2014-го — пятилетку «затянутых поясов».
Маховик мирового финансового кризиса продолжает раскручиваться. Недельный обвал мировых фондовых рынков стоил инвесторам 5 триллионов долларов. Часть этих денег потеряна безвозвратно. Многие инвесторы зафиксировали убытки. Кто-то, кто инвестировал с использованием заемных средств, — вынужденно. Кто-то, кто не слишком увлекался «кредитными плечами» и деривативами, — добровольно, спасая то, что еще можно спасти. Мир стал на 5 триллионов долларов беднее. И речь не столько о пяти сотнях миллиардеров из списка Forbes, — они, по подсчетам Bloomberg, потеряли 444 миллиарда долларов. Остальных 4,5 триллионов лишились преимущественно люди со средними доходами, которые инвестировали самостоятельно или через всевозможные биржевые и инвестиционные фонды, покупали акции на свои пенсионные счета, искали хоть какой-то доходности в суровом мире все более скупых, а кое-где и вовсе отрицательных депозитных банковских ставок. Проще говоря, безжалостный каток биржевого краха проехался по тем самым людям, которые обеспечивают мировой экономике платежеспособный спрос (в том числе и на новейшие технологии) и от которых зависит, продолжится ли рост или мир свалится в очередную рецессию.
В развитых странах это прекрасно понимают. Поэтому уже 3 марта министры финансов и главы Центробанков «Большой семерки» после телефонной конференции выступили с совместным заявлением о готовности к скоординированным действиям в борьбе с экономическими последствиями эпидемии коронавируса. Сами действия не заставили себя ждать. Через несколько часов в США состоялось экстренное заседание Комиссии по открытым рынкам (FOMC), и ключевая американская ставка была снижена, причем сразу на 0,5 процентного пункта. Желаемого эффекта это, правда, не принесло. Американские индексы, конечно, отскочили, но уже через пару часов распродажи возобновились. И только в среду удалось продемонстрировать хоть какой-то внятный отскок и компенсировать часть потерь. При этом все прекрасно понимают, что «черный февраль» — это только начало и до кульминации еще нужно дожить.