Работа под прикрытием
Материальное положение многих заставляет искать заработок на стороне. Но прежде чем впрягаться, надо хорошо все взвесить: потянешь ли ты еще одно дело и как обезопасить себя, чтобы не проколоться на основной работе?
Счастливчиков, полностью довольных своей работой, можно пересчитать по пальцам. Одних не устраивает коллектив, других – руководство, третьих – зарплата. Первые две проблемы трудно устранить, не меняя места, а вот третью можно попытаться решить, если взяться за подработку. Но где ее найти и как понять, справишься ли ты с дополнительной нагрузкой?
1Очень деньги нужны
Денег много не бывает, однако следует начать с того, чтобы понять, о каком размере дополнительного заработка идет речь. Если ты хотела бы получать в два-три раза больше, чем на основной работе, то, наверное, лучше поискать другое место.
Тогда стоит потратить некоторое количество времени и денег на курсы повышения квалификации или переподготовку, не теша себя иллюзиями о баснословных прибылях от подработки. Если же тебе требуется небольшая, пусть и непостоянная, прибавка к зарплате, то приступай к составлению списка тех навыков, которые могут быть востребованы. К сожалению, далеко не все из того, что ты умеешь делать, можно выгодно продать. Если ты хорошо шьешь или вяжешь, тебе будет трудно конкурировать с качеством и дизайном известных брендов или ценой китайского ширпотреба.
Вспомни, каких услуг и товаров часто не хватает тебе самой. С этого вопроса начинался не один крупный бизнес!
Обрати внимание на недостатки той или иной сферы деятельности. Если тебе удастся их исправить – сможешь заработать. Допустим, многие репетиторы просят родителей покупать учебные пособия, а ты будешь предоставлять им все необходимое.
Постарайся найти сферу деятельности с узкой специализацией. Например, сейчас очень многие делают выпечку на заказ, но при этом трудно найти детские безглютеновые торты для аллергиков.
Если у тебя нет хобби, которое могло бы принести дополнительный заработок, а основная работа довольно специфическая, ее сложно сделать услугой, подумай, что могло бы быть востребовано в твоей профессиональной среде. Организация платных стажировок для начинающих специалистов, проведение мастер-классов, написание статей и методических пособий позволит не выходить из привычной роли и обрести дополнительный вес среди коллег по цеху. Правда, возникает риск конфликта интересов и «разоблачения» на основной работе.
2В погоне за клиентом
Привлекай клиентов всеми возможными способами: воспользуйся досками объявлений на популярных интернет-ресурсах, выложи в соцсети перечень услуг и примеры работ, заведи сайт и активно раздавай ссылки на него. Но не жди быстрой отдачи.
Поскольку речь идет о подработке, а не о построении бизнес-империи, нужно обеспечить исправную работу «сарафанного радио». Расскажи всем знакомым о том, чем ты занимаешься, и не скупись на саморекламу. Придется немного приукрасить то, насколько успешно идут у тебя дела, а также подарить друзьям и родственникам несколько образцов товара или услуг. Этот щедрый жест не только позволит сформировать группу поддержки, которая будет нахваливать тебя другим людям, но и услышать конструктивную критику, улучшить качество или расширить ассортимент. Каким бы прекрасным специалистом ты ни была, опасно поддаваться установке, что «качественный товар не нуждается в рекламе». Еще как нуждается! Если ты не будешь постоянно информировать мир о своей деятельности, тут же набегут конкуренты и начнут продвигать себя.
Используй любую возможность для самопиара: дари то, что ты делаешь для продажи, высказывай экспертное мнение, если в гостях или на каком-то мероприятии зайдет разговор на нужную тему. Но старайся не быть навязчивой, чтобы от тебя не шарахались, как от адепта сетевого маркетинга.
Определи целевую аудиторию, для которой ты работаешь. Постарайся ответить на вопрос: «Что, кроме товара или услуги, получит клиент: экономию времени, денег или яркие эмоции?» В зависимости от ответа ты сможешь подобрать верную мотивировку, рассказывая о себе. Например, экономным клиентам важно услышать, что у тебя «не хуже по качеству, но намного дешевле», занятым или ленивым – что им не придется делать что-то самостоятельно, а взыскательным – что такого больше нигде не купишь.
Задумайся, с какими клиентами ты не хочешь работать. По крайней мере пока. Возможно, тебе придется отказаться от тех, кто просит привезти товар к ним домой, или от тех, кто требует срочного выполнения заказа.
Не сторонись сообществ твоих конкурентов. Общаясь с ними и обмениваясь опытом, ты сможешь расширить свои представления как о способах привлечения клиентов, так и о наиболее часто допускаемых ошибках в выбранной сфере.
3Шпионские страсти
Заказы стали сыпаться один за другим, и денежный ручеек стабильно несет купюры в чулок под матрасом? Как совместить подработку и основную работу, избежав неприятностей? Ведь любая оплошность будет расценена коллегами и руководством как пренебрежение непосредственными обязанностями.
К сожалению, многим людям свойственна зависть, поэтому у сотрудников не должно складываться впечатления, что ты зарабатываешь больше них. Важно дать понять, что твои доходы незначительны или получаются с огромным трудом и не позволяют обогатиться, так как покрывают большие расходы.
Объясняя коллегам и шефу, зачем тебе подработка, используй разные стратегии: одним жалуйся на тяготы ипотеки (ремонта, содержание детей-внуков), с другими делись переживаниями из-за нереализованной творческой энергии, требующей выхода. Большинство претензий обычно субъективно и не связано с качеством выполнения тобой служебных обязанностей, поэтому требуют индивидуального подхода для их устранения.
Не жалуйся коллегам на усталость и недосып из-за шитья по ночам или консультаций по выходным, ведь твои слова могут быть использованы против тебя. Лучше подчеркни свою приверженность интересам компании: «Думая над новым проектом, связала шарф – это привело в порядок мысли!»
Подумай, можно ли использовать на основной работе возможности для подработки. Если есть шанс убить двух зайцев, воспользуйся им. Предлагай начальству проекты, которые могут принести дополнительный доход и тебе, и компании – так ты покажешь свою предприимчивость и получишь поддержку вместо упреков.
Если ты вынуждена скрывать подработку, включи внутреннего Штирлица и разработай «легенду». Рекламу твоего мастер-класса видели в соцсетях? Не смогла отказать бывшему научному руководителю в профориентации студентов. Продаешь вязаные вещи? Это сестра делает на продажу, а ты ей помогаешь находить клиентов, ведь она такая непрактичная! Но важно не нарушать корпоративную этику и не использовать в личных целях служебную информацию, имя и логотип компании.
Осилишь ли?
Прежде чем браться за подработку, убедись, что у тебя хватит на нее сил и времени. Если на работе часто бывают периоды затишья или ты счастливая обладательница свободного графика – можешь смело брать на себя новые обязательства. Если же ты часто сталкиваешься с авралами и дедлайнами, то рискуешь надорваться, подвести обоих работодателей и перестать уделять внимание семье. Чтобы не доводить себя до стресса и изнеможения, высчитай среднее время выполнения задания, накинь еще на всякий случай – и поймешь, потянешь ли ты подработку или нет.
Фото: Syda Productions /stock.adobe.com, ShutterStock/Fotodom.ru. Текст: Мария Баулина.
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl