Новый Эрмитаж
«Возвращение блудного сына» Рембрандта и Колыванская ваза
Когда достроили Большой Эрмитаж, стал ясно, что он уже не вмещает всю коллекцию произведений, которую начала собирать императрица Екатерина II. Новый Эрмитаж стал первым в России сооружением, специально построенным для музея. Проект здания подготовил немецкий архитектор Лео фон Кленце. Но позже архитекторы Василий Стасов и Николай Ефремов его немного изменили, чтобы вписать здание в уже сложившийся архитектурный ансамбль. Акцент в фасаде сделали на масштабном портике с пятиметровыми атлантами. Фигуры античных персонажей вырезал из сердобольского гранита скульптор Александр Теребенёв.
Колыванская ваза
Первый этаж, выполненный в античном стиле, вместил в себя собрание древностей: скульптуры и скульптурные портреты Древней Греции и Рима, керамику и ювелирное искусство эллинизма, собрание античных ваз. Здесь же разместили коллекцию скульптур и библиотеку. На этом этаже выставлена и самая большая ваза в мире — Колыванская. Ее изготовили из цельного куска зелено-волнистой яшмы. Ваза получилась высотой почти три метра и весом 19 тонн. Установили ее в зале Нового Эрмитажа до того, как там возвели стены.
Основу для чаши — монолитный фрагмент — добыли в 1815 году на алтайской каменоломне. Тогда там обнаружили крупную скалу этой породы. Когда Александру I сообщили о такой находке, он повелел вырезать из камня эллипсовидную вазу.
Сначала ее обрабатывали около 100 человек, затем почти 600 — тащили из каменоломни в Колывань. Здесь камень обтесали, нанесли орнамент и отполировали. В начале 1843 года чашу повезли в Петербург. Сначала ее доставляли на особых санях, потом разобрали, погрузили на баржи и отправили по рекам.
Сейчас вместе с Колыванской вазой в зале хранятся древнеримские скульптурные портреты.
Лоджии и залы Рафаэля
Второй этаж Нового Эрмитажа занимают двусветные залы. Здесь размещены полотна итальянских художников XVI–XVII веков.
С восточной стороны вдоль Зимней канавки проходят Лоджии Рафаэля, подобные тем, что есть в Ватикане. Огромные окна выходят на Зимнюю канавку, напротив них — ложные зеркальные окна. Галерея поделена на 13 равных частей, отделенных друг от друга арочными проемами. Своды и стены лоджий украшают копии фресок Рафаэля. Художники мастерской Христофора Унтерпергера провели в Ватикане 11 лет, копируя изображения. Подлинные полотна художника в Эрмитаже тоже есть — они выставлены в Зале Рафаэля. В него можно попасть напрямую из Лоджий. В Зале Рафаэля представлены два шедевра музейной коллекции: «Мадонна Конестабиле», которую художник создал в 17 лет, и «Святое семейство».
В соседнем Зале фресок Рафаэля обычно можно увидеть работы учеников итальянского живописца, но сейчас они находятся на реставрации. Позже фрески будут представлены на выставке «Линия Рафаэля». Также в этом зале выставлено единственное в России произведение Микеланджело Буонаротти — мраморная скульптура «Скорчившийся мальчик». Предполагают, что Микеланджело создал ее в одном из монастырей, где он укрывался от испанских войск в 1529—1530 годах. Скультуру приобрела Екатерина II в 1785 году.
Зал Рембрандта
В западной части у перехода в Большой Эрмитаж находится зал, в котором представлены работы художника золотого века голландской живописи Рембрандта Харменса ван Рейна. Рембрандта называли мастером светотени — обратите внимание, как у художника выстроена композиция, прописаны освещенные участки и скомбинированы холодные и теплые оттенки. Среди полотен в этом зале — одна из самых известных его работ: «Возвращение блудного сына», которую художник создал приблизительно в 1668 году за несколько месяцев до смерти. В основу сюжета легла библейская притча о сыне, который промотал свою часть наследства и с раскаянием вернулся в отчий дом. Это самое масштабное полотно Рембрандта на религиозную тему, причем написал он «Возвращение блудного сына» не по заказу. В Эрмитаж картина попала из коллекции герцога Андре д'Ансезена в 1766 году. Тогда Дмитрий Голицын выкупил ее по поручению Екатерины II.
Рыцарский зал
Один из самых масштабных интерьеров Нового Эрмитажа — Рыцарский зал. Здесь разместили коллекцию оружия для турниров, парадного, охотничьего и холодного оружия, рыцарские доспехи. У стены — четыре рыцаря на конях в полном обмундировании. Напротив вооруженной квадриги в витрине можно увидеть шедевр собрания — шлем в виде фантастического существа работы известного в Италии оружейника Филиппо Негроли. Мастер выковал его из одного куска железа — эта техника утрачена уже после XVI века. Шлем принадлежал правителю Урбино герцогу Гвидобальдо. С этим шлемом герцог изображен на фамильном портрете.
Чтобы выйти из музея, вернитесь к Иорданской лестнице. Так вы попадете снова на Дворцовую набережную.
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl