Как братья изучили лазертаг от и до и открыли производство игровых винтовок

Inc.Бизнес

Кейс LASERWAR: как запустить производство игрушечных винтовок в Смоленске и наладить экспорт в 75 стран

Надежда Румак, автор Inc.

Фото: Дмитрий Гвоздик/Inc.

В ноябре Inс. Russia отмечает свое пятилетие, однако первый американский журнал Inc. вышел в далеком 1979 году. Героями его обложек становились легенды делового мира — Стив Джобс (1981), Билл Гейтс (1998), Илон Маск (2007), Джефф Безос (2021). За пять лет российская редакция выпустила сотни лонгридов об отечественных предпринимателях и их проектах. Далеко не каждому из них суждено стать единорогом, выйти на IPO или найти своего покупателя, но все они уже вошли в историю Inc. Russia. И по случаю своего дня рождения мы заново публикуем лучшие из этих историй.

Придуманная для тренировки американских военных игра в лазертаг — стрельба лучом из бластера по противникам — захватила весь мир в начале 2000-х годов. Близнецы Сергей и Алексей Терещенковы впервые увидели эту игру в молодежном лагере «Селигер» в 2007 году. Игрушка понравилась, и они решили устроить лазертаг-соревнования в родном Смоленске. Лишних денег не было, и оружие из экономии собрали сами: купили два корпуса винтовки, впаяли в них электронику и играли с друзьями несколько дней без остановки. Заразившись игрой, братья решили, что на новом увлечении можно заработать, а с первоначальными инвестициями помогли родители: взяли кредит на 120 тыс. рублей. Компания закупила 10 игровых комплектов, организовала в Смоленске лазертаг-игры, и через год братья вернули родителям все деньги. Появились первые клиенты, пожелавшие купить оборудование для игры, к тому моменту братья уже изучили лазертаг от и до и открыли производство игровых винтовок. За семь лет семейная компания обеспечила лазертагом около 1 тыс. клубов в России, достигла оборота в 120 млн рублей в год, но клиентов из-за кризиса становилось все меньше. Тогда основатели компании стали искать иностранных партнеров, и за следующие 3 года бизнес вырос в международную компанию с экспортом в 75 стран мира. В кейсе Inc. — как выйти на мировой рынок с помощью вирусных роликов, инженерного образования и терпения.

Лазертаг

Бластеры-автоматы, стреляющие лазерными лучами, появились в США в 70-х годах XX века — для тренировки солдат и имитации боевых действий в армии. Потом автоматы получили распространение в качестве развлечения «гражданских». В России лазертаг стал набирать популярность в 2010-х годах. Сейчас в стране около 2,5 тыс. лазертаг-клубов, как минимум, 1 тыс. из них использует оборудование компании LASERWAR. По подсчетам компании, объем рынка в России составляет около 300 млн рублей в год, за последние 12 месяцев он вырос на 20%.

Братья-студенты Сергей и Алексей Терещенковы увлеклись игрой в лазертаг десять лет назад. В своем родном Смоленске они сами организовывали соревнования и сдавали оборудование в аренду. Позже братья планировали расширить бизнес и наладить собственное производство винтовок, но ждали, когда появится спрос, — и вот однажды один из клиентов захотел купить игровые винтовки. Этот заказ братья, понадеявшись на свое инженерное образование, собирали сами из чужих комплектующих — и он им обошелся в 30 тыс. рублей убытка. Ребята ошиблись в расчетах себестоимости, а повышать заранее озвученную сумму не решились, — хотели оставить хорошее впечатление. Чтобы снизить издержки впредь, электронику тоже стали паять сами, а не покупать готовую.

Новые заказы приходили через сарафанное радио и интернет (братья создали сайт, группу ВКонтакте), производство наладили прямо в квартире родителей, собирали винтовки на выходных и после работы. Алексей взял на себя сайт компании, занимался продажами и техподдержкой. Братья читали форумы и тематические сайты по программированию ночи напролет.

DSC_6000_r.png
Дмитрий Гвоздик/Inc.

Клиентов за счет продвижения в соцсетях становилось все больше, в квартире стало тесно, производство перенесли в офис. Братья оформили ООО (до этого Сергей был ИП). В команде появились специалисты — программисты и инженеры, — работать приходили друзья и знакомые. Сейчас в компании 70 сотрудников, которые производят и продают игровое оборудование и помогают другим предпринимателям открывать собственные лазертаг-клубы.

Что и как продает компания LASERWAR

Комплект игрового оборудования, в который входят 10 винтовок AK-12, повязки и другие гаджеты, стоит 210 тыс. рублей. Покупают их в основном действующие лазертаг-клубы. На сайте компании собрано много контента — про то, как открыть и развивать лазертаг-клубы, про стратегии, маркетинг, ценообразование, — с общим названием «Статьи для предпринимателей». Ролики LASERWAR в Youtube типа «Как играть в лазертаг» набрали больше 170 тыс. просмотров и выходят в топ тематического поиска.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Почему важно уметь ставить вопросы и как на них отвечать Почему важно уметь ставить вопросы и как на них отвечать

Глава из книги «Я спрашиваю — мне отвечают: Инструменты искусного диалога»

Inc.
Гибель в 29 лет: ужасная судьба лучшей конькобежки СССР Инги Артамоновой Гибель в 29 лет: ужасная судьба лучшей конькобежки СССР Инги Артамоновой

Инга Артамонова была одной из самых красивых советских спортсменок СССР

Cosmopolitan
Правила взаимности: при каких условиях деловые знакомства превращаются в бизнес-связи Правила взаимности: при каких условиях деловые знакомства превращаются в бизнес-связи

Как нетворкинг-туры помогают договариваться о выгодных контрактах и партнерствах

Forbes
Как формат изакая-бар попал из Японии в Москву и почему стал таким популярным Как формат изакая-бар попал из Японии в Москву и почему стал таким популярным

Японский формат баров, которые называют изакая, успешно работает в Москве

Forbes
Новая жизнь с понедельника: почему в психологии не бывает быстрых результатов Новая жизнь с понедельника: почему в психологии не бывает быстрых результатов

Чем опасны мифы о мгновенных изменениях, как на деле выглядит развитие личности?

Forbes
На рынках Афганистана начали продавать штурмовое оружие, поставляемое США На рынках Афганистана начали продавать штурмовое оружие, поставляемое США

На рынках Афганистана можно купить хоть пистолет, хоть реактивный гранатомет

Maxim
«Мои вкусы весьма специфичны...»: откуда берутся сексуальные фетиши? «Мои вкусы весьма специфичны...»: откуда берутся сексуальные фетиши?

Какова же природа наших предпочтений в постели?

Psychologies
Чек-ап в возрасте от 20 до 50 Чек-ап в возрасте от 20 до 50

Как продлить активный возраст – сохранить удаль молодецкую?

Playboy
Облысевшая женщина вернула себе волосы и помолодела на 20 лет Облысевшая женщина вернула себе волосы и помолодела на 20 лет

78-летняя Бренда Викерс из Уокергейта на протяжении 20 лет теряла волосы

Cosmopolitan
Мария Нагая: мать Дмитрия и... Лжедмитрия Мария Нагая: мать Дмитрия и... Лжедмитрия

Последняя жена Ивана IV Грозного пережила не только мужа, но и двух сыновей

Дилетант
Природный газ как энергоноситель и финансовый актив Природный газ как энергоноситель и финансовый актив

Сегодняшний газовый кризис в Европе является во многом рукотворным

Эксперт
Электрошок: прошлое и настоящее Электрошок: прошлое и настоящее

Так ли страшна процедура электрошока на самом деле?

Psychologies
«Канувшие в Лету»: графические форматы, о которых мало кто помнит «Канувшие в Лету»: графические форматы, о которых мало кто помнит

Первые графические стандарты

VC.RU
Веганские инвестиции, «голубой» углерод и экопроповедники. 5 экотрендов будущего Веганские инвестиции, «голубой» углерод и экопроповедники. 5 экотрендов будущего

Какие экотренды в разных сферах жизни нас ждут в ближайшем будущем

СНОБ
15 способов нравиться людям 15 способов нравиться людям

15 общеизвестных банальных правил: как нравиться людям

Maxim
Скучно не будет: 7 оригинальных идей для тематической вечеринки Скучно не будет: 7 оригинальных идей для тематической вечеринки

Список идей для яркой и незаезженной тематической вечеринки

Playboy
Взлом без кражи Взлом без кражи

Британский Центр правительственной связи в поместье Блетчли-парк

Дилетант
«Бизнес не может быть интровертом»: как веб-сервисы изменили рынок делового туризма «Бизнес не может быть интровертом»: как веб-сервисы изменили рынок делового туризма

Ани Алексанян рассказала об основных трендах рынка корпоративного туризма

Inc.
Что сейчас все смотрят на Netflix: 10 самых популярных сериалов Что сейчас все смотрят на Netflix: 10 самых популярных сериалов

Какие проекты Netflix пользуется наибольшим успехом в России

Cosmopolitan
Кто первым узнал, что вы сделали прошлым летом Кто первым узнал, что вы сделали прошлым летом

Судьба создательницы первых подростковых триллеров и ее главного романа

Weekend
Приянка Чопра-Джонас: «Я хватаюсь за любую возможность» Приянка Чопра-Джонас: «Я хватаюсь за любую возможность»

Приянка Чопра-Джонас рассказала о том, как она справляется со всем своими делами

Cosmopolitan
Воин света Воин света

В деревню в гости к креативному директору Maison Margiela Джону Гальяно

Vogue
Кислотность среды повлияла на дисперсность сополимеров Кислотность среды повлияла на дисперсность сополимеров

Дисперсность целевого полимера уменьшается при добавлении кислоты

N+1
Кимчи, лаваш и васёку: какая еда входит в список мирового наследия ЮНЕСКО Кимчи, лаваш и васёку: какая еда входит в список мирового наследия ЮНЕСКО

Ни оливье, ни крабового в списке нет.

Playboy
Как понять, что у тебя есть проблемы со стилем — 7 неочевидных признаков Как понять, что у тебя есть проблемы со стилем — 7 неочевидных признаков

Главные модные ошибки, которые мешают выглядеть стильно

Cosmopolitan
Матрица обмена компетенциями Матрица обмена компетенциями

На российском рынке можно создать масштабную медицинскую компанию

Эксперт
Ледянка VS снегокат: на чем лучше и безопаснее кататься с горки грядущей зимой Ледянка VS снегокат: на чем лучше и безопаснее кататься с горки грядущей зимой

Самые популярные варианты средств для катания с горки

Cosmopolitan
Без кисельных берегов: кому и как можно худеть на молочной диете Без кисельных берегов: кому и как можно худеть на молочной диете

Как работает молочная диета и насколько она эффективна?

Cosmopolitan
Насколько разумны осьминоги: 10 фактов о головоногих Насколько разумны осьминоги: 10 фактов о головоногих

Что вы могли не знать об осьминогах?

Популярная механика
Как Instagram мешает нам адекватно воспринимать собственное тело Как Instagram мешает нам адекватно воспринимать собственное тело

Контент из Instagram может привести к развитию расстройств пищевого поведения

Psychologies
Открыть в приложении