Физика черных списков: к чему приведет попадание МФТИ под санкции США
МФТИ — alma mater 10 нобелевских лауреатов — попал в американский черный список конечных военных пользователей и из-за этого лишится возможности заказывать в США определенное оборудование. Для МФТИ шансы выбраться из такого «черного списка» ничтожно малы, cчитает преподаватель кафедры международного права МГУ Сергей Гландин
4 ноября 2021 года межведомственная комиссия по списку конечных военных пользователей, которую возглавляет Министерство торговли США, объявила о включении Московского физико-технического института (МФТИ) из подмосковного Долгопрудного в черный список юридических лиц. Решение вступит в силу уже завтра, 26 ноября, в момент официальной публикации в Федеральном Реестре нормативных правовых актов органов государственной власти США.
Бюро промышленности и безопасности министерства Минторга (BIS) объяснило это тем, что МФТИ производило продукции военного назначения для конечного военного пользователя. О какой именно продукции идет речь, кто тот самый конечный пользователь, BIS не пояснило. В межведомственную комиссию по списку конечных военных пользователей входят представители Госдепартамента, Пентагона, Минэнерго и по согласованию — Министерства финансов. Кто-то из указанных органов может располагать более подробное информацией о причинах и предпосылках такого шага.
Таможня не дает добро
За последние семь лет — с началом санкционного противостояния с США — все, что неблагоприятно сказывается на России, наших гражданах или компаниях обыватель называет словом «санкции».
Быстро развивающаяся у нас в стране теория ограничительных мер и санкций делит всех на две категории. Первая — это бизнесмены и компании, которым собственная власть запретила вступать или продолжать финансово-экономические отношения с зарубежными фигурантами «черных списков». Они субъекты. Вторая — объекты санкций, те самые фигуранты, против которых вводятся ограничения и запреты. Если против них вводятся блокирующие санкции по линии Минфина США, то американские граждане и компании не могут продолжать с ними финансово-экономические отношения, а если во владении американских субъектов есть какое-то имущество или активы запрещенных лиц, то их замораживают.
Но случай МФТИ немного иной — это не классические санкции. Правила экспортного контроля и попадание в списки Минторга не блокируют имущество, счета или активы. В нашем понимании это что-то схожее с таможней. И получается, что объект — в данном случае МФТИ — лишается права покупать у субъектов — американских компаний и граждан — определенные товары, программы или технологии. Вот под такие ограничения и попал основанный в 1946 году российский вуз.