Красота спасет мир: история картины «Зеленая полоса» художницы Ольги Розановой и что привело русский авангард к цветописи
В рубрике #на_изящном автор телеграм-канала Art is New Sexy Мария Аборонова проводит ревизию шедевров мирового искусства. В этом выпуске — разбор одного из шедевров беспредметной живописи, картины "Зеленая полоса" Ольги Розановой.
Картина «Зеленая полоса» русской художницы-авангардистки Ольги Розановой считается одним из шедевров беспредметной живописи. Она написана, по разным версиям, либо за год до смерти Розановой, либо за несколько месяцев до этого. Розанова ушла из жизни очень рано, в 32 года она умерла от дифтерита, простудившись при выполнении работ по оформлению Тушинского аэродрома к годовщине революции.
Тут сразу сделаем ремарку, что в некоторой степени на популярность работ в таких случаях влияет не только и не столько смысл и художественная ценность, а то, что беспощадные арт-дилеры называют «положительное влияние ранней смерти на динамику продаж». Как бы цинично это ни звучало, но скоропостижная смерть или самоубийство всегда хорошо влияют на стоимость работ и популярность художника: sex and death sell. Достаточно вспомнить Ван Гога.
Если не знать, кто автор «Зеленой полосы», то первая ассоциация — что это похоже на абстрактный экспрессионизм в американском искусстве 1950–1960-х годов. Кажется, что это «живопись цветового поля» какого-нибудь Барнетта Ньюмана или Марка Ротко. Хотя представители американского течения и знать не знали про Розанову, причины появления «цветописи» Розановой и беспредметности абстрактного экспрессионизма довольно схожи. По словам Ньюмана, это «освобождение от устаревшего реквизита и старомодных преданий…».
Не будем углубляться во влияние Великой депрессии и ограничений пропаганды на стремление американских художников выразить свое мнение в цвете, а что же повлияло на это стремление разрушать нормы в случае с Розановой?
В основном все искусство начала XX века упирается либо в работы Зигмунда Фрейда, либо в работы Альберта Эйнштейна. Пока все переваривают сверх-я, эдипов комплекс и теорию бессознательного в психологии Фрейда, в 1915 году общая теория относительности Эйнштейна и гипотеза Карла Шварцшильда о существовании черных дыр выносят обществу мозг еще больше: если нет таких абсолютных понятий, как пространство и время, то тем более нет единого подхода к таким понятиям, как правда и мораль. Художники пытаются осознать предложенное Эйнштейном восприятие времени, и в 1910-е годы появляется большое количество изображений часов.