Личный опыт: как выстроить культуру в компании и избежать текучки
Уже на старте нужно брать в команду тех, кто подхватит ценности фаундеров и, если понадобится, будет выполнять функции сразу нескольких разноплановых специалистов. Это один из нескольких принципов, которыми мы руководствовались при запуске конструктора резюме Resume.io (летом 2021 года приобретен американским холдингом Talent Inc.). Рассказываем, как корпоративная культура помогает нам развивать продукт небольшой командой и что мы сделали для того, чтобы не потерять свои ценности при слиянии с корпорацией.
Найти «своих»
При сборе команды стартапа недостаточно найти квалифицированных людей с релевантным опытом. Фаундерам нужно лично пообщаться с каждым кандидатом и понять, что может пойти не так и смогут ли они сойтись во мнениях. Умение договариваться и быстро принимать решения — главное на первых этапах развития компании.
Собственно, для этого и нужна корпоративная культура — чтобы фаундеры могли определять «своих» людей. Они формулируют, что для них важно, а потом учитывают это при поиске кандидатов. Конечно, можно довериться своей интуиции, но когда положения культуры четко прописаны в документе, ее проще транслировать, поддерживать и использовать при найме.
Раньше мы следили за лучшими практиками в этой сфере, читали литературу и общались с основателями компаний, которые нам нравились. В результате вырисовалось несколько общих принципов, с которых можно начать формулировать культуру, — честная и регулярная обратная связь (например в формате звонков один на один с сотрудниками), максимальная прозрачность в процессах благодаря популярным фреймворкам вроде Scrum, профилактика выгорания сотрудников путем демонстрации адекватного рабочего режима на личном примере.
Но долго развиваться на этом базовом наборе ценностей не получится, поскольку они постоянно меняются. Например, Basecamp недавно запретила сотрудникам заниматься активизмом и разговаривать о политике на работе, после чего многие ее сотрудники уволились.
Кроме того, культура должна быть основана на фактах, а не на выдумках основателей. Прежде чем обновить список ценностей, мы вспоминаем и оцениваем события, случившиеся за год: какие релизы у нас прошли успешно и почему, в какие моменты команда получила наибольшее удовольствие от работы. Полезно также периодически спрашивать у сотрудников, что им нравится в компании. Их ответы мы записываем и смотрим, какие варианты часто повторяются. Если попадаются какие-то интересные ценности — думаем, как ускорить их внедрение в наши процессы.
Дженералисты с правом на ошибку
Культура — это про то, как вы нанимаете и как выстраиваете работу с нынешними сотрудниками. Всего за время своего существования мы взяли в российскую команду 20 человек. У нас небольшая текучесть — поэтому нет потребности постоянно искать новых людей.
Для планирования найма мы построили организационную структуру — по ней смотрим, в каких сотрудниках компания нуждается сейчас, а какие будут нужны в скором времени. Вот какими принципами мы при этом руководствуемся: